Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 декабря 2003 г. N Ф04/6204-1108/А75-2003
(извлечение)
Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нефтеюганску (далее - Инспекция МНС) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа к заявлением о привлечении к административной ответственности общества с ограниченной ответственностью "Лавр" (далее - ООО "Лавр") по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административной ответственности.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 30.06.2003 (судья Ф.), оставленным в силе постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2003 (Судьи Я., К.Т.П., К.А.В.), ООО "Лавр" привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судебные инстанции исходили из того, что оконченным составом правонарушения будет являться момент продажи алкогольной продукции и не представление покупателю информации о потребительских свойствах товара.
В кассационной жалобе ООО "Лавр", ссылаясь на нарушение судом первой и апелляционной инстанций норм права, просит отменить состоявшиеся судебные акты. ООО "Лавр" указывает, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не дает права налоговым органам составлять протоколы об административных правонарушениях.
Отзыв от Инспекции МНС на кассационную жалобу не поступил.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом первой и апелляционной инстанций норм права, считает, что состоявшиеся судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, 29.05.2003 Инспекцией МНС проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации по производству и обороту алкогольной продукции и табачных изделий магазина "Лавр", расположенного по адресу г. Нефтеюганск, ул. 9 микрорайон, дом 29, принадлежащего ООО "Лавр".
В ходе проверки установлен факт реализации алкогольной продукции без сопроводительных документов: без товаротранспортных накладных, без справок к грузовой таможенной декларации и сертификатов соответствия.
На основании акта проверки от 29.05.2003 и протокола N 102 от 29.05.2003, Инспекция МНС обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о привлечении ООО "Лавр" к административной ответственности по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Привлекая к административной ответственности ООО "Лавр" по части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд исходил из того, что в момент проверки магазина отсутствовали сопроводительные документы на алкогольную продукцию.
Административная ответственность за розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции без справки к товаротранспортной накладной на алкогольную продукцию предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно диспозиции данной статьи ответственность наступает в том случае, если лицо, осуществляющее розничную куплю-продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, вообще не имеет указанных в статье документов, подтверждающих легальность продажи такой продукции.
Однако, суд, привлекая к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.16 указанного Кодекса, не запросил документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, у общества, не выяснил, имелись ли данные документы у ООО "Лавр".
Довод кассационной инстанции, о том, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не дает права налоговым органом составлять протоколы об административных правонарушениях не принимается.
Налоговые органы обладают полномочиями, предусмотренными статьей 23.59 и пунктом 64 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как органы, осуществляющие государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Данные полномочия налоговых органов основываются на статье 23 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и принятом во исполнение данного закона постановлении Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 N 783, которым было утверждено Положение о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам. Пунктом 1 указанного положения определено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
При таких обстоятельствах состоявшиеся судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо устранить допущенные нарушения, истребовать от сторон при необходимости доказательства, имеющие отношение к предмету спора, дать им оценку, распределить судебные расходы, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1, 3 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 30.06.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.09.2003 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-1705-А/2003 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 декабря 2003 г. N Ф04/6204-1108/А75-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании