Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 июля 2003 г. N Ф04/3359-527/А75-2003
(извлечение)
УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с иском к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Лангепас об освобождении нежилых помещений в здании администратино-бытового корпуса (далее - АБК) по адресу: г. Лангепас, ул. Солнечная, 21, и в здании детского сада "Зубренок" по адресу: г. Лангепас, ул. Мира, 26 А.
Требования мотивированы истечением срока действия договоров о безвозмездном пользовании указанными помещениями и отказом Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас освободить помещения, а также не уплатой им коммунальных услуг.
Решением суда от 17.03.2003 (судья И.) по делу в удовлетворении исковых требований отказано. При этом суд исходил из того, что в настоящее время в установленном законом порядке какие-либо права УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" не зарегистрированы.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.05.2003 решение отменено в части отказа в удовлетворении требования об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас освободить занимаемые нежилые помещения в здании АБК по адресу: г. Лангепас, ул. Солнечная, 21, и принято новое решение: обязало Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас освободить занимаемые нежилые помещения в здании АБК по адресу: г. Лангепас, ул. Солнечная, 21, в остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас просит отменить постановление апелляционной инстанции в части отмены решения в части отказа в удовлетворении требования об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас освободить занимаемые нежилые помещения в здании АБК по адресу: г. Лангепас, ул. Солнечная, 21, в связи с нарушением судом норм материального права.
По мнению заявителя, по настоящее время в установленном порядке какие-либо права УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" на АБК СМТ N 37 учреждениями юстиции не зарегистрированы, таким образом, УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" не является собственниками здания АБК СМТ N 37 (Солнечная, 21), не владеет им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас, руководствуясь пунктом 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и иных вещных прав", сделал вывод о том, что если УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" приобрел право собственности на основании ничтожной сделки или акта органа, не соответствующих требованиям законодательства, у него не имеется правовых оснований для истребования имущества.
Заявитель считает, что суд не дал должной оценки имевшемуся в материалах дела акту передачи незавершенного строительства на 01.10.1991, согласно которому "Промбаза треста N 37" передана УКСу Лангепасского горисполкома и который фактически подтверждает то, что здание АКБ УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" не передавалось, что собственником здания является муниципальное образование город окружного значения Лангепас, а не СМТ N 37.
В отзыве на кассационную жалобу УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" считает доводы кассационной жалобы необоснованными и подлежащими отклонению, а судебный акт законным и обоснованным.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность принятых по делу N А75-616-Г/03 судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции подлежит отмене.
Из материалов дела видно, что 01.01.2001 УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас заключили два договора, по которым УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" передал Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас в безвозмездное пользование сроком с 01.01.2001 по 01.12.2001 нежилые помещения общей площадью 1654, 4 кв.м. в административном здании УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой", расположенном по адресу: г. Лангепас, ул. Солнечная, 21, и здание детского сада "Зубренок" общей площадью 634, 9 кв.м., расположенное по адресу: г. Лангепас, ул. Мира, 26-а.
УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас 30.03.2001 заключили дополнительное соглашение N 475 к договору от 01.01.2001 по передаче в безвозмездное пользование детского сада "Зубренок", по которому Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас обязался производить оплату коммунальных услуг и компенсацию налогов (пункты 1 и 2).
Аналогичное дополнительное соглашение N 476 от 30.03.2001 к договору на пользование помещениями административного здания треста, Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас не подписано.
Письмом N 1101 от 26.12.2001 УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" направило Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас предложение о заключении договоров аренды указанных нежилых помещений с приложением проектов договоров N 510 и N 511, от заключения которых Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас отказался.
Согласно претензии от 02.10.2002, направленной в адрес Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас, в случае отказа заключать договоры N 510 и N 511, УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" предложило Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас в срок до 15.10.2002 передать занимаемые помещения по акту приема-передачи.
Претензия от 02.10.2002 получена Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас, что подтверждается отметкой на претензии.
До настоящего времени указанное недвижимое имущество не возвращено, в связи с чем УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" обратилось в суд с иском об обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепас возвратить названное имущество.
Согласно пункту 6.5 договора безвозмездного пользования от 01.01.2001 если за месяц до истечения срока настоящего договора ни одна из сторон письменно не уведомила другую сторону о намерении расторгнуть договор, он считается пролонгированным на тех же условиях на неопределенный сок. Срок предупреждения о прекращении действия такого договора устанавливается в размере одного месяца.
В соответствии с пунктом 1 статьи 699 Гражданского кодекса Российской Федерации каждая из сторон вправе во всякое время отказаться от договора безвозмездного пользования, заключенного без указания срока, известив об этом другую сторону за один месяц, если договором не предусмотрен иной срок извещения.
Как следует из представленных суду документов, здание АБК и детского сада "Зубренок" были построены в 1986-1988 годах, заказчиком данных объектов являлось НГДУ "Урьевнефть" Миннефтепром СССР, подрядчиком - СМТ N 37 "Белзапсибстрой" Министерства Белорусской ССР.
Приказом N 28 от 26.01.1989 об утверждении акта государственной комиссии по приемке в эксплуатацию объекта "Промбаза СМТ N 37 "Белзапсибстрой" закреплено, что в комплекс данного объекта, как следует из схемы промбазы, входило здание АБК.
Согласно письму Лангепасского филиала дочернего федерального государственного унитарного предприятия "Югратехинвентаризация" от 07.12.2001 N 59 АБК СМТ N 37 зарегистрировано в реестре Бюро технической инвентаризации за УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" под N 34 от 23.12.1986.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, установил, что вопрос о праве на спорные объекты не разрешен до настоящего времени. УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" в регистрации права хозяйственного ведения отказано, определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 04.03.2002 по делу N А-75-585-А/02 иск УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации права хозяйственного ведения на спорные объекты недвижимости оставлен без рассмотрения.
В установленном законом порядке какие-либо права УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" на спорные объекты не зарегистрированы.
Процесс согласования проектов протоколов по признанию прав собственности между Республикой Беларусь и Российской Федерацией до настоящего времени не завершен.
В соответствии со статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у него с момента передачи имущества. Поскольку до настоящего времени собственник не установлен, спорные объекты не могут находиться у УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" в оперативном управлении.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" не представил суду документы, подтверждающие нахождение объектов в хозяйственном ведении, поэтому иск не может быть удовлетворен.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда в части, установил, что согласно имеющимся в деле доказательствам с 1986 года спорное здание числится за УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой". Право хозяйственного ведения УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" на указанный объект в судебном порядке не оспорено, и в соответствии со статьями 301, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации данное требование УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" является правомерным и подлежит удовлетворению.
Судом не приняты доводы Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Лангепаса и третьих лиц о недоказанности права хозяйственного ведения у УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" на спорные объекты, поскольку в связи с распадом СССР между бывшими республиками заключено Соглашение от 09.10.1992 "О взаимном признании прав и регулировании отношений собственности", согласно статье 2 которого стороны признают права собственности другой стороны по отношению к расположенным на ее территории предприятиям, находившимся на 01.12.1999 в ведении органов государственного управления бывших союзных республик в составе СССР.
При этом в соответствии со статьей 12 Соглашения стороны условились, что правовой статус ранее созданных предприятий, признанных на основании названного Соглашения собственностью другой стороны, расположенных на территории другой стороны, определяются протоколами между органами сторон, уполномоченными распоряжаться государственным имуществом.
Суд кассационной инстанции считает, что судом апелляционной инстанции сделан ошибочный вывод о праве хозяйственного ведения УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" на спорное имущество. Судом апелляционной инстанции не учтено, что заказчиком строительства указанных объектов являлось НГДУ "Урьевнефть" и оно не передавало спорные объекты УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой". Правовых оснований для постановки на баланс спорных объектов у УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" не имелось.
Наличие права УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" на спорные объекты недвижимости должно быть определено на основании протокола между компетентными органами Республики Беларусь и Российской Федерации. Такого соглашения УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" не представлено.
Кроме того, в материалах дела имеются противоречивые данные, не позволяющие объективно сделать однозначный вывод о передаче спорного имущества УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" в истребуемом объеме. Имеющийся в материалах дела акт передачи незавершенного строительства на 01.10.1991 части промбазы треста N 37 УКСу Лангепасского горисполкома свидетельствует о том, что собственником здания является муниципальное образование города Лангепас.
Суд кассационной инстанции считает, что имеющиеся в материалах дела доказательства не позволяют сделать однозначный вывод о доказанности права УГП СМТ N 37 "Белзапсибстрой" на спорное имущество и его исковых требований, поэтому постановление апелляционной инстанции подлежит отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 110, пунктом 5 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 05.05.2003 по делу N А75-616-Г/03 отменить. Оставить в силе решение этого же суда от 17.03.2003.
Взыскать с Унитарного государственного предприятия Строительно-монтажный трест N 27 "Белзапсибстрой" Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь в доход федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в размере 1000 рублей.
Суду первой инстанции выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 июля 2003 г. N Ф04/3359-527/А75-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании