Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 августа 2003 г. N Ф04/3771-1241/А45-2003
(извлечение)
См. Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 октября 2004 г. N Ф04-7345/2004(5491-А45-31)
Государственное образовательное учреждение Профессиональное училище N 72 (далее - училище) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 6 по Новосибирской области (далее - налоговая инспекция), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения от 19.11.2002 N 97/3 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности.
Решением от 25.02.2003 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.05.2003 принятое решение оставлено без изменения.
Удовлетворяя заявленные требования, суд исходил из того, что в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения освобождаются от уплаты всех видов налогов в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Рассматриваемая деятельность заявителя не отнесена судебными инстанциями к предпринимательской, так как эти доходы направлялись училищем непосредственно на нужды обеспечения и развития образовательного процесса, таким образом, в отсутствие состава налогового правонарушения, решение о привлечение училища к налоговой ответственности было признано судебными инстанциями незаконным.
В кассационной жалобе налоговая инспекция выражает несогласие с выводами, изложенными в судебных актах. Ссылаясь на статью 149 Налогового кодекса Российской Федерации указывает, что вывод апелляционной инстанции о том, что содержащаяся в Законе Российской Федерации "Об образовании" норма о налоговых льготах входит в систему налогового законодательства и ее применение не противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации, ошибочен. Считает, что не подлежат налогообложению только услуги по проведению учебно-производственного или воспитательного процесса, а реализация товаров подлежит налогообложению. Просит отменить принятые судебные акты и принять новое решение.
Отзыв на кассационную жалобу налоговой инспекции от училища в суд не поступал.
В судебном заседании представители сторон отсутствовали.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, налоговая инспекция 19.11.2002 приняла решение N 97/3 о привлечении училища к налоговой ответственности за совершенное налогового правонарушения, ему было предложено уплатить налог на добавленную стоимость 255 095 рублей 02 копейки, налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы в размере 36 623 рублей, штрафных санкций в общем размере 291 718 рублей 02 копейки.
Решение налогового органа обосновано тем, что училище в течение 1999 и 2000 годах не начисляло налог с выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг); в нарушение подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации не облагало налогом на добавленную стоимость реализацию товаров собственного производства; не представляло налоговые декларации по НДС.
Несогласие училища с принятым налоговой инспекции решением, послужило основанием для его обращения в суд.
Суд кассационной инстанции считает, что принятые по делу судебные акты вынесены с неправильным применением норм материального права.
Принимая решения судебные инстанции исходили из положений установленных пунктом 3 статьи 40, статьи 46, пункта 3 статьи 47 Закона Российской Федерации "Об образовании", устанавливающих налоговые льготы для образовательных учреждения независимо от их организационно - правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений.
Судебные инстанции не учли, что вышеуказанный вывод был справедлив до введения в действие части 2 Налогового кодекса Российской Федерации, что подтверждается пунктом 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5, которым предусмотрено, что "в силу пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по налогам и сборам устанавливаются законодательством о налогах и сборах, которое согласно пункту 1 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. В связи с этим впредь до момента введения в действие соответствующих глав части второй Налогового кодекса Российской Федерации судам надлежит применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения".
Таким образом с 01.01.2001 подлежит применению пункт 14 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, которым установлено, что реализация некоммерческими образовательными организациями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.
Поскольку судебными инстанциями при удовлетворении заявленных требований не дана правовая оценка решению налоговой инспекции от 19.11.2002 N 97/3 о привлечении Училища к налоговой ответственности и взыскания с него сумм налога за установленные периоды, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду проанализировать решение налоговой инспекции от 19.11.2002 N 97/3 на соответствие нормам налогового законодательства Российской Федерации и вынести соответствующее суждение.
При принятии нового решения распределить судебные расходы.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 286, пунктом 3 части 1 статьи 287, пунктом 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 25.02.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.05.2003 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-85/03-СА3/19 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 августа 2003 г. N Ф04/3771-1241/А45-2003
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании