Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 18 января 2007 г. N Ф04-9037/2006(30007-А27-27)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Агентство недвижимости "Триада" (далее - ООО АН "Триада") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 По Кемеровской области (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления N 93 от 27.06.2006 о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заявленные требования мотивированы тем, что ООО АН "Триада" при осуществлении денежных расчетов с населением не должно применять контрольно-кассовую технику, поскольку использует бланки строгой отчетности.
Решением от 08.08.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.09.2006 Арбитражного суда Кемеровской области, заявленные требования удовлетворены.
Принимая решение, суд исходил из того, что общество необоснованно привлечено к административной ответственности за неприменение контрольно-кассовой техники при расчетах за оказанные риэлторские услуги, поскольку вправе применять квитанцию (форма ОКУД 0700002), утвержденную Министерством финансов Российской Федерации письмом от 20.04.1995 N 16-00-30-35, в качестве бланка строгой отчетности.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ООО АН "Триада" требований
В обоснование жалобы указано, что форма бланка строгой отчетности для использования при расчетах с населением за оказание риэлторских услуг не утверждалась в установленном законом порядке, поэтому при оказании подобной услуги общество обязано применять контрольно-кассовую технику.
Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания ООО АН "Триада" не представило.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что инспекцией проведена налоговая проверка ООО АН "Триада", в ходе которой установлен факт использования обществом при оказании риэлтерских услуг бланков строгой отчетности неустановленной формы. Данный факт зафиксирован в протоколе без номера от 23.06.2006.
На основании указанного инспекцией принято постановление N 93 от 27.06.2006 о привлечении ООО АН "Триада" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 30000 руб.
Основанием для вынесения названного постановления послужило, по мнению инспекции, нарушение обществом статей 2, 5 Закона РФ от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Не согласившись с действиями инспекции, ООО АН "Триада" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона "О применении ККТ" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, а пунктом 2 названного постановления предусмотрено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с этим Положением, но не позднее 01.01.2007.
Согласно пункту 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" до момента издания Правительством Российской Федерации соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Поскольку в проверяемом периоде общество оказывало услуги с выдачей бланков строгой отчетности по форме, утвержденной в соответствии с ранее установленными требованиями, арбитражный суд сделал правильный вывод о том, что инспекция неправомерно привлекла ООО АН "Триада" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка инспекции на то, что применяемые обществом бланки строгой отчетности могут использоваться лишь при осуществлении денежных расчетов в перечисленных видах деятельности, несостоятельна и не подтверждается представленными доказательствами, в том числе опровергается письмом Министерства финансов Российской Федерации, которое осуществляет нормативное регулирование этого вопроса, от 09.06.2003 N 16-00-24/30.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 08.08.2006 и постановление апелляционной инстанции от 21.09.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-12262/2006-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд федерального округа подтвердил правильность выводов нижестоящих инстанций, которые признали, что у налогового органа отсутствовали основания для привлечения агентства недвижимости к ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ (оказание риэлтерских услуг без применения ККМ).
Отмечено, что в соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи им соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171 было утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники. Пунктом 2 указанного постановления предусмотрено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с этим Положением, но не позднее 1 сентября 2007 г. Согласно п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16 до момента издания Правительством РФ соответствующих нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение ККМ. Поскольку в проверяемом периоде агентство недвижимости оказывало услуги с выдачей бланков строгой отчетности по форме, утвержденной в соответствии с ранее установленными требованиями, налоговый орган неправомерно привлек агентство к административной ответственности.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 января 2007 г. N Ф04-9037/2006(30007-А27-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании