Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 7 февраля 2007 г. N Ф04-8648/2006(29668-А27-26)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Кемеровская фармацевтическая фабрика" (далее - ОАО "Кемеровская фармацевтическая фабрика") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N 4880 от 22.05.2006 о взыскании налоговой санкции 14 943 рублей 20 копеек и обращения решения к принудительному исполнению путем направления постановления о взыскании налоговых санкций судебному приставу-исполнителю.
Решением от 07.07.2006 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 08.09.2006 апелляционной инстанции, заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным обжалуемое решение N 4880 от 22.05.2006.
Судебные инстанции мотивировали данный вывод тем, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для применения в рассматриваемой ситуации положений статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также отсутствия возможности соблюдения требования указанной статьи.
В кассационной жалобе налоговый орган просит решение первой и постановление апелляционной инстанций отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что Федеральным законом N 137-ФЗ от 04.11.2005 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию административных процедур урегулирования споров" были внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации - дополнительная статья, регулирующая порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа (103.1 Налогового кодекса Российской Федерации). Сроков для вынесения решений о взыскании санкций данной нормой не предусмотрено.
Отмечает, что при обращении налоговых органов, территориальных органов пенсионного фонда Российской Федерации в арбитражные суды после 31.12.2005 с заявлениями о взыскании налогов, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и санкций, которые в соответствии с Законом взыскиваются названными органами самостоятельно, такие заявления возвращаются арбитражным судом применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае принятия к производству заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, которые должны быть взысканы во внесудебном порядке, производство по делу подлежат прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку статья 103.1, пункт 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации не содержат отсылки к статье 46 Кодекса, а предусматривают специальный порядок взыскания сумм налоговых санкций с налогоплательщиков, положение пункта 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации о предельном сроке взыскания этих сумм во внесудебном порядке в данном случае не применяется.
В случае, если не уплаченные налогоплательщиком в добровольном порядке суммы налоговых санкций превышают установленные абзацем первым пункта 7 статьи 114, пунктом 1 статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании абзаца второго пункта 7 статьи 114 Кодекса эти суммы взыскиваются в судебном порядке с соблюдением срока давности взыскания сумм налоговых санкций, определенного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Кемеровская фармацевтическая фабрика", считая судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Считает, что суд сделал правильный вывод о том, что налоговый орган, применив положение статьи 103.1 Федерального закона N 137-ФЗ от 04.11.2005 ухудшил положение налогоплательщика, так как лишил его дополнительной гарантии защиты прав и интересов, выраженной в судебном взыскании налоговой санкции не зависимо от суммы штрафа, что лишило общество возможности привести свои доводы в свою защиту, доказательства отсутствия состава налогового правонарушения и иные доводы, опровергающие выводы налогового органа.
Указывает, что положения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации вступили в законную силу с 01.01.2006, поэтому суд сделал правильный вывод о том, что налоговый орган не мог вынести решение о взыскании налоговой санкции в порядке статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно, одновременно с решением о привлечении к налоговой ответственности. Другого порядка вынесения и предъявления к исполнению решения о взыскании налоговой санкции действующее налоговое законодательство не содержит.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, пришел к выводу об отмене состоявшихся по делу судебных актов.
Материалами дела установлено, что налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной ОАО "Кемеровская фармацевтическая фабрика" налоговой декларации по акцизам за январь 2005 года.
По результатам проверки принято решение N 111145 от 02.12.2005, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 14 943 рубля 20 копеек.
На основании указанного решения, налогоплательщику направлено требование N 37169 от 08.12.2005 об уплате налоговой санкции добровольно в срок до 18.12.2005.
В связи с неисполнением налогоплательщиком требования в установленный срок, налоговым органом в порядке статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации принято решение N 4880 от 22.05.2006 о взыскании налоговой санкции.
Считая указанное решение необоснованным и противоречащим действующему законодательству, ОАО "Кемеровская фармацевтическая фабрика" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, арбитражный суд указал, что, применив положения статьи 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган ухудшил положение налогоплательщика, так как лишил его дополнительно установленных гарантий защиты прав и интересов, выраженной в судебном взыскании налоговой санкции независимо от суммы штрафа, а также из отсутствия у инспекции правовых оснований для применения в данном случае положений указанной нормы.
Кассационная инстанция считает выводы арбитражного суда принятыми с нарушением норм материального права, при этом исходит из следующего.
Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ, вступившим в силу с 01.01.2006, внесены изменения и дополнения в нормы Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующие порядок взыскания налоговых санкций.
Статьей 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 04.11.2005 N 137-ФЗ) определен порядок взыскания налоговой санкции на основании решения налогового органа.
Согласно пункту 1 названной статьи, в случае, если сумма штрафа, налагаемого на организацию, не превышает пятидесяти тысяч рублей по каждому неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах, руководитель (его заместитель) налогового органа принимает решение о взыскании налоговой санкции на основании решения о привлечении налогоплательщика (иного лица) к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Согласно материалам дела сумма наложенного решением инспекции от 02.12.2005 N 111145 штрафа не превышает установленные пятьдесят тысяч рублей, в связи с чем налоговый орган обоснованно вынес решение N 4880 от 22.05.2006 о взыскании его в бесспорном порядке.
Применение налоговым органом введенного с 01.01.2006 внесудебного порядка взыскания штрафа необоснованно расценено арбитражным судом обеих инстанций в качестве обстоятельства, ухудшающего положение налогоплательщика.
Так, нормой 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации изменен лишь порядок взыскания налоговой санкции в сумме, не превышающей пятьдесят тысяч рублей, тогда как у налогоплательщика есть право на оспаривание решения налогового органа о привлечении его к налоговой ответственности.
В этой связи, по мнению суда кассационной инстанции, изменение порядка взыскания налоговых санкций ухудшить положения налогоплательщика не может.
Согласно разъяснениям Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в Информационном письме N 105 от 20.02.2006, после 01.01.2006 налоговый орган лишен возможности взыскания в судебном порядке налоговых санкций, размер которых не превышает указанный в статье 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку заявления налоговых органов о взыскании налоговых санкций в указанных размерах, подлежат возвращению судом без рассмотрения.
Решение налогового органа от 02.12.2005 N 111145 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности ОАО "Кемеровская фармацевтическая фабрика" не было оспорено.
Согласно материалам дела, решение от 22.05.2006 N 4880 о взыскании налоговой санкции оспорено исключительно со ссылкой на необоснованное применение внесудебного порядка взыскания штрафа. Факт правомерности привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности согласно статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации арбитражным судом не рассматривался.
Вместе с тем, решение о взыскании налоговой санкции вынесено налоговым органом в пределах срока давности, установленного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации.
При изложенных обстоятельствах, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что, поскольку арбитражным судом первой и апелляционной инстанций полно и правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но неправильно применены нормы материального права, в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, состоявшиеся по делу судебные акты подлежат отмене с принятием нового судебного акта.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, государственная пошлина в размере 4000 руб. за рассмотрение заявления, апелляционной и настоящей кассационной жалобы подлежит взысканию с ОАО "Кемеровская фармацевтическая фабрика".
В силу части 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривающим дело в первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.07.2006 и постановление от 08.09.2006 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10868/2006-2 отменить, принять новое решение.
В удовлетворении заявленных ОАО "Кемеровская фармацевтическая фабрика" требований о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово от 22.05.2006 N 4880 о взыскании налоговой санкции - отказать.
Взыскать с ОАО "Кемеровская фармацевтическая фабрика" в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение заявления, апелляционной и кассационной жалобы в размере 4 000 рублей.
Арбитражному суду Кемеровской области выдать исполнительный лист. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 7 февраля 2007 г. N Ф04-8648/2006(29668-А27-26) Налогоплательщик обязан выплатить штраф, наложенный решением налогового органа, поскольку данное решение основано на положениях налогового законодательства, предусматривающих досудебный порядок взыскания санкций (извлечение)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании