Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 февраля 2007 г. N Ф04-322/2007(31256-А75-12)
(извлечение)
Согласно определению Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2007 г. N Ф04-322/2007(31256-А75-12) об исправлении опечатки в настоящем постановлении дата проведения судебного заседания вместо "13.02.2006" читается как "13.02.2007"
Федеральная налоговая служба России в лице инспекции Федеральной налоговой службы по Сургутскому району Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Федеральная налоговая служба России, уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании акционерного общества закрытого типа "Волжский" (далее - АОЗТ "Волжский", должник) несостоятельным (банкротом), об открытии в отношении него конкурсного производства и о включении в реестр требований кредиторов должника требование уполномоченного органа в сумме 9811 руб. 55 коп.
Заявленные требования основаны на нормах пункта 1 статьи 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и мотивированы наличием у ответчика признаков отсутствующего должника.
Определением от 06.10.2006 первой инстанции Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.11.2006, производство по делу прекращено. Суд со ссылкой на статью 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) указал, что поскольку уполномоченный орган не представил доказательств, свидетельствующих о невозможности исключения должника из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) во внесудебном порядке, то у арбитражного суда отсутствуют основания для признания АОЗТ "Волжский" банкротом.
В поданной на принятые судебные акты кассационной жалобе Федеральная налоговая служба России просит их отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя жалобы, судом неправильно применены нормы статьи 21.1. Закона о регистрации и не учтено, что в случае наличия заявления кредитора или иного лица, чьи права и законные интересы затрагиваются исключением отсутствующего должника из ЕГРЮЛ, и имеется заявление налогового органа, то исключение должника из ЕГРЮЛ в административном порядке не допускается. Судом не применены подлежащие применению нормы статьи 227 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и не принято во внимание, что заявление о признании отсутствующего должника банкротом уполномоченным органом может быть подано независимо от размера кредиторской задолженности. Судом также нарушены нормы процессуального права, так как прекращение производства по делу о банкротстве должно производиться по правилам статьи 57 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Отзыв на кассационную жалобу АОЗТ "Волжский" не представило.
Федеральная налоговая служба России, АОЗТ "Волжский" о времени и месте слушания дела уведомлены, однако в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В соответствии со статьей 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном Законом о регистрации, то есть по решению регистрирующего органа.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 2 и 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2006 N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при рассмотрении вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации юридического лица в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соблюдение указанного порядка не проверяется, если в силу закона к юридическому лицу не может применяться процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Соответствующие доказательства о невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица должны быть представлены налоговым органом. При поступлении заявления о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, когда решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принято ввиду поступления возражений на основании пункта 4 статьи 21.1 Закона о регистрации или признано недействительным в судебном порядке. Если указанные обстоятельства выясняются в процессе производства по делу о ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Аналогичные разъяснения содержатся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц".
При рассмотрении заявления Федеральной налоговой службы России, суд установил, что АОЗТ "Волжский" фактически прекратило свою деятельность более чем за 12 месяцев до предъявления заявления о признании его банкротом (несостоятельньм), бухгалтерская отчетность не предоставляется должником в налоговый орган более трех лет, операции по банковским счетам не производятся.
Оценив представленные доказательства, суд сделал обоснованный вывод о том, что АОЗТ "Волжский" отвечает признакам отсутствующего должника (недействующего юридического лица).
Кроме того, Федеральная налоговая служба России не представила доказательств, свидетельствующих о невозможности исключения должника из ЕГРЮЛ во внесудебном порядке., тогда как сведения о предстоящем исключении должника из ЕГРЮЛ были опубликованы в Вестнике государственной регистрации от 23.08.2006 N 33.
При таких обстоятельствах суд обоснованно прекратил производство по настоящему делу.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
определение от 06.10.2006 и постановление от 10.11.2006 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по делу N А75-7401/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 февраля 2007 г. N Ф04-322/2007(31256-А75-12)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании