Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 февраля 2007 г. N Ф04-306/2007(31195-A81-34)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Спецоборудование" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Ямало-Ненецкому автономному округу г. Новый Уренгой (далее - налоговый орган) при участии третьего лица - государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Новому Уренгою Ямало-Ненецкого автономного округа (далее Пенсионный фонд) о возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1 371 627 руб.
Решением от 11.07.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа требования удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 13.11.2006 решение от 11.07.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N2 по ЯНАО г. Новый Уренгой просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований. Поскольку страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не отвечают понятию налога и находятся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации, налоговые органы не имеют права принимать решения о возврате (зачете) излишне уплаченных страховых взносов. Также указывает, что по данным третьего лица, ошибочно перечисленный ООО "Спецоборудование" платеж не поступал на лицевой счет ООО "Транссибстрой".
Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, ООО "Спецоборудование" в связи с ошибочной уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за ООО "Транссибстрой" в сумме 1 371 627 руб. (платежные поручения от 14.10.2005 N 1660 и от 14.10.2005 N 1661) обратилось в налоговый орган письмом от 31.01.2006 б/н, в котором просило произвести возврат ошибочно перечисленных сумм.
Налоговый орган письмом N 09-12/3754 от 09.02.2006 отказал в возврате излишне уплаченных страховых взносов, ссылаясь на отсутствие правовых оснований.
Считая данный отказ незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции приняли законные и обоснованные судебные акты.
Согласно статье 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе, в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.
В соответствии с положениями статьи 25 Закона N 167-ФЗ контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговым органом в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона N 167-ФЗ предусмотрено право пенсионного органа осуществлять возврат страховых взносов страхователям лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Иных полномочий органов Пенсионного фонда Российской Федерации по возврату (зачету) страховых взносов законодательно не установлено.
Указанным Федеральным законом не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, федеральные органы государственной власти (их территориальные органы) наделяются полномочиями администратора доходов бюджетов в соответствии с приложением 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации".
Возврат плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных поручений и распоряжений вновь утвержденных администраторов поступлений в бюджет о возврате денежных средств плательщику.
При рассмотрении спора арбитражным судом установлен факт наличия переплаты по страховым взносам на выплату страховой части и накопительной части трудовой пенсии в размере 1 371 627 руб.
Поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, возврат (зачет) ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд Российской Федерации может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации и в данном случае у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении зачета или возврата.
Довод кассационной жалобы со ссылкой на отзыв третьего лица о том, что ошибочно перечисленный обществом с ограниченной ответственностью "Спецоборудование" платеж не постулат на лицевой счет ООО "Транссибстрой" является несостоятельным, поскольку третье лицо - государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Новому Уренгою в отзывах на заявление и апелляционную жалобу (л.д. 50-51, 111-114) не отрицает наличие переплаты и не оспаривает законность судебных актов.
Нарушений норм материального права, а также процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 11.07.2006 и постановление апелляционной инстанции от 13.11.2006 Арбитражное о суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-1679/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 февраля 2007 г. N Ф04-306/2007(31195-A81-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании