Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 19 февраля 2007 г. N Ф04-313/2007(31972-А03-34)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Алтайвагон" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения N РА-034-09 от 05.06.2006 в части доначисления налога на прибыль - 395217 руб., налога на добавленную стоимость - 171504 руб., единого социального налога - 21357,18 руб. предложения удержать налог на доходы физических лиц в сумме 652252 руб. начисления пеней 21708,85 руб., штрафных санкций по налогу на прибыль 70644,80 руб., по налогу на доходы физических лиц - 130450,40 руб., налогу на добавленную стоимость - 34300,80 руб., единому социальному налогу - 4271,44 руб.
Налоговый орган обратился со встречным заявлением о взыскании налоговых санкций в общей сумме 226891,38 руб.
Решением от 04.09.2006 Арбитражного суда Алтайского края требования ОАО "Алтайвагон" удовлетворены частично. Оспариваемое решение налогового органа признано недействительным в части доначисления налога на прибыль 57568 руб., пеней 2121 руб., штрафа 8742,80 руб., налога на добавленную стоимость 171504 руб., пеней 5 440 руб., штрафа 34300,80 руб., доначисления единого социального налога 21357 руб., пеней 1586,85 руб., штрафа 4271,44 руб. В остальной части требований ОАО "Алтайвагон" отказано.
По встречному заявлению налогового органа с ОАО "Алтайвагон" взыскан штраф по налогу на прибыль 61902 руб., штраф по налогу на доходы физических лиц - 134989,40 руб. В остальной части требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 23.11.2006 решение от 04.09.2006 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе открытое акционерное общество "Алтайвагон", ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить судебные акты в части отказа в признании недействительным решения налогового органа в части предложения удержать налог на доходы физических лиц в сумме 652252 руб. и в части удовлетворения встречного заявления налогового органа о взыскании штрафа по налогу на доходы физических лиц в размере 134989,40 руб.
Налоговый орган с жалобой не согласен по основаниям, изложенным в отзыве; просит принятые судебные акты по данному эпизоду оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В кассационной жалобе межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России по крупнейшим налогоплательщикам Алтайского края просит отменить судебные акты в части признания недействительным решения налогового органа в части доначисления единого социального налога в размере 21357,18 руб., пеней - 1586,85 руб., привлечения к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 4271,44 руб., а также в части отказа в удовлетворении встречного заявления о взыскании недоимки по единому социальному налогу в размере 21357,18 руб. и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение. Считает обоснованным доначисление единого социального налога, поскольку общество выплачивало физическим лицам вознаграждение по договорам гражданско-правового характера, фактически являющимися трудовыми соглашениями.
Общество с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в отзыве; просит судебные акты в оспариваемой части оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции, исходя из доводов кассационных жалоб, отзыва, заслушав пояснения представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки, оформленной актом от 26.01.2006 N АП-034-09, налоговым органом вынесено решение N РА-034-09 от 05.06.2006 о привлечении к ответственности, в том числе, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, доначислении единого социального налога в сумме 21357,18 руб., пеней 1586,85 руб., также предложено доудержать неудержанный и неуплаченный налог на доходы физических лиц - 663511 руб.
Единый социальный налог доначислен налоговым органом в связи с переквалификацией договоров по оказанию услуг и подрядных договоров и включением выплат по ним в налоговую базу.
Предлагая исчислить и удержать с работников налог на доходы, налоговый орган указал, что общество за тяжелые и вредные условия труда регулярно производило доплаты и удерживало с них подоходный налог. Общество коллективным договором установило компенсационные выплаты в отношении тех работников, условия труда которых не отнесены к вредным и опасным, такие как администрация завода, бухгалтерия, отделы: юридический, маркетинга, экономический, финансовый, кадров, организации труда и зарплаты. Считает, что общество дополнительно к Типовому перечню тяжелых и вредных работ определило компенсации по профессии и должности, компенсации и гарантии которым не связаны с тяжелыми и вредными условиями труда, в связи с чем компенсации являются заработной платой и подлежат обложению налогом на доходы.
Исследовав материалы дела, в том числе: договор от 15.01.2003 N 6/3-05р-2003 на оказание услуг с подрядным коллективом в лице Б., договор от 31.12.2001 N 6/3-26Р-2002 на уборку помещения с Ч., договор от 08.06.2001 с КИ. на выполнение работ по информационно-техническому сопровождению программных средств, арбитражный суд правильно указал на ошибочность выводов налогового органа о том, что указанные договоры являются трудовыми, поскольку соответствуют требованиям главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации и не содержат всех элементов трудового договора, изложенных в статье 57 Трудового кодекса Российской Федерации (наименование должности в соответствии со штатным расписанием, характеристики условий труда, льгот и компенсаций, режима труда и времени отдыха и т.д.) и сделал обоснованный вывод о неправомернохм доначислении единого социального налога в сумме 21357,18 руб. и пеней в размере 1586,85 руб.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку обстоятельств дела, установленных судом, что недопустимо в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Предложение налогового органа удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц в сумме 652252 руб. исчисленный с компенсационных выплат, суд кассационной инстанции считает обоснованным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных законодательством РФ) связанных с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов).
Поскольку Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, в силу пункта 1 статьи 11 Кодекса этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Трудовой кодекс Российской Федерации выделяет два вида компенсационных выплат. Исходя из статьи 164 Трудового кодекса Российской Федерации под компенсациями понимаются денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных предусмотренных федеральным законом обязанностей. Указанные выплаты не входят в систему оплаты труда и производятся работнику в качестве компенсации его затрат, связанных с выполнением трудовых обязанностей.
Второй вид компенсационных выплат определен статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации. На основании этой статьи заработная плата работников состоит из двух основных частей: непосредственно вознаграждения за труд и выплат компенсационного и стимулирующего характера. При этом компенсации в смысле статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации являются элементами оплаты труда и не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с непосредственным выполнением трудовых обязанностей.
По смыслу пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат обложению единым социальным налогом компенсации, предусмотренные статьей 164 Трудового кодекса Российской Федерации, как не входящие в систему оплаты труда.
В отличие от них компенсации, определенные статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации, не охватываются указанной нормой Налогового кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 209 этого Кодекса образуют объект обложения единым социальным налогом. Данные выплаты при определении налоговой базы по налогу на прибыль учитываются в качестве расходов на оплату труда исходя из статьи 255 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 146, 147 Трудового кодекса Российской Федерации, производится в повышенном размере оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, на работах в местностях с особыми климатическими условиями. Конкретные размеры повышенной заработной платы устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным договором, трудовым договором.
При рассмотрении спора, судом установлено, что компенсации, выплачиваемые на основании коллективного договора и разработанных нормативов по каждой должности, являются составной частью заработной платы и подлежат обложению налогом на доходы. Судом также отмечено, что общество дополнительно к Типовому перечню тяжелых и вредных работ определило компенсации по профессии и должности, компенсации и гарантии которым не связаны с тяжелыми и вредными условиями труда.
Кроме того, то обстоятельство, что общество в своих локальных документах назвала спорные выплаты "Компенсационными за тяжелые, вредные и опасные работы" и в качестве правового основания указывает на статьи 210, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, в которых речь идет именно о таких компенсациях, еще не делает эти выплаты таковыми.
Исходя из указанных обстоятельств, решение налогового органа в части предложения доудержать неудержанный и неуплаченный налог на доходы физических лиц в сумме 652252 руб. является законным, поскольку суммы выплат в качестве компенсаций за вредные условия труда, фактически являются составной частью заработной платы работников и не охватываются нормой, определенной пунктом 3 статьи 217, подпунктом 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса Российской Федерации.
В связи с обоснованностью выводов налогового органа о невыполнении обществом обязанности исчислить и удержать налог на доходы физических лиц, штрафные санкции по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации применены правомерно.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.09.2006 и постановление апелляционной инстанции от 23.11.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-8326/2006-14 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 февраля 2007 г. N Ф04-313/2007(31972-А03-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании