Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 февраля 2007 г. N Ф04-496/2007(31455-А27-39)(31271-А27-39)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Кузбассэнерго" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к муниципальному образованию - город Новокузнецк в лице Финансового управления г. Новокузнецка, субъекту Российской Федерации - Кемеровской области в лице Главного финансового управления Кемеровской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по Кемеровской области о взыскании 90 207,90 руб. убытков, причиненных отсутствием компенсаций расходов в связи с предоставлением в период с 01.05.2003 по 31.12.2004 на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей" льгот населению при оказании коммунальных услуг.
Решением суда первой инстанции от 01.09.2006, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.11.2006, исковые требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации, с Министерства финансов Российской Федерации взыскано в пользу истца 75 995 руб. 63 коп.
Судебные акты мотивированы тем, что вопрос о распределении расходов всех уровней не урегулирован, затраты на оказанные услуг льготным категориям граждан, предусмотренные пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации, должны компенсироваться за счет средств федерального бюджета.
С принятыми судебными актами не согласно Министерство финансов Российской Федерации и ОАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания".
В обоснование заявленных требований Министерство финансов Российской Федерации указывает, что при вынесении обжалуемого решения и постановления арбитражный суд неправильно применил нормы материального права и нарушил нормы процессуального права, дал неверную оценку обстоятельствам дела. Суд не исследовал в полном объеме условия наступления ответственности в рамках статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом не доказаны - наличие убытков, их размер и причинная связь между действиями ответчика и наступлением убытков у истца.
Заявитель считает, что расходы по обеспечению социальной защиты населения подлежат совместному финансированию за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Отмечает, что суду следовало рассмотреть вопрос о привлечении в качестве соответчика Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Просит принятые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт.
ОАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" оспорило исключение судом первой инстанции из состава подлежащей взысканию расходов суммы налога на добавленную стоимость, указав, что суд неправильно применил пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушил положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса. Заявитель просит судебные акты в указанной части изменить, взыскать с ответчика убытки в полном объеме.
Участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о рассмотрении кассационных жалоб, своих представителей в судебное заседание не направили.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа не находит оснований для отмены и изменения принятых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ОАО "Кузбасская энергетическая сбытовая компания" обратилось в арбитражный суд о взыскании 90 207 руб. 90 коп. убытков, недополученных за период с 01.05.2003 по 31.12.2003, причиненных отсутствием компенсации расходов в связи с предоставлением в указанный период льгот населению на основании Указа Президента Российской Федерации от 05.05.92 N 431 "О мерах социальной поддержки многодетных семей".
Принимая решение, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что государством осуществляются социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан, в связи, с чем Указом Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" установлено, что такие лица имеют льготы по оплате электроэнергии.
Согласно Указу истец в период с 01.05.2003 по 31.12.2004 предоставил услуги данной категории граждан по льготным тарифам, в связи, с чем понес определенные расходы. В качестве доказательств понесенных убытков истец представил реестры лиц, имеющих право на льготную оплату услуг, акты сверки задолженности по возмещению расходов по оказанным услугам, счета-фактуры, связанные с реализацией вышеназванного Указа. В соответствии с подпунктом б пункта 1 Указа Президента Российской Федерации "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" для многодетных семей установлены скидки в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией. В пункте 3 названного Указа Министерству финансов Российской Федерации поручено совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в месячный срок разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом.
Согласно пункту 2 совместного письма Министерства финансов Российской Федерации N 51 и Министерства социальной защиты населения Российской Федерации N 1-2359-18 от 29.06.92 "О финансировании мероприятий по социальной поддержке многодетных семей" предоставление многодетным семьям возмещение затрат по оплате за пользование электроэнергией производится за счет местных бюджетов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 2 постановления Министерства финансов РФ и Министерства социальной защиты РФ от 26, 29 июня 1992 г. NN 51, 1-2359-18
Однако вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 26.03.2003 N ГКПИ 03-139 пункт 2 названного письма признан недействующим. Иными правовыми актами порядок распределения расходов на выплату компенсаций за предоставление многодетным семьям предусмотренных льгот не установлен. Отсутствие названного порядка, не может являться основанием для возложения расходов, связанных с предоставлением льгот, установленных на федеральном уровне, на коммерческую организацию за счет ее собственных средств. Таким основанием не может являться и отсутствие бюджетного финансирования.
В соответствии со статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. На основании статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени казны Российской Федерации выступают соответствующие финансовые органы.
Арбитражный суд первой инстанции, установив факт неисполнения Российской Федерацией своей обязанности по возмещению расходов по предоставлению многодетным семьям льгот по оплате электроэнергии, обоснованно взыскал убытки с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации как с органа, выступающего от имени казны Российской Федерации.
Судом первой инстанции правомерно сделан вывод, в соответствии со статьей 154 Налогового кодекса Российской Федерации, о взыскании 75 995 руб. 63 коп., поскольку компенсация расходов, понесенных в связи с оказанием услуг льготным категориям потребителей, полученная от уполномоченного к ее выплате государственного органа, объектом налогообложения не является.
Таким образом, судом исследованы обстоятельства, подлежащие исследованию, правильно применены нормы материального права и не нарушены нормы процессуального права.
В удовлетворении кассационных жалоб следует отказать.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение суда первой инстанции от 01.09.2006 и постановление апелляционной инстанции от 03.11.2006 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-10426/2006-3 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 февраля 2007 г. N Ф04-496/2007(31455-А27-39)(31271-А27-39)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании