Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 марта 2007 г. N Ф04-631/2007(31266-А45-32)
(извлечение)
Прокурор Новосибирской области (г. Новосибирск) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Городскому Совету г. Новосибирска, при участии третьего лица общества с ограниченной ответственностью "Редакция газеты "Вечерний Новосибирск"", о признании недействующим нормативного акта - Решения городского Совета г. Новосибирска от 09.12.1998 N 183 (с изменениями в редакции от 22.09.2004 N 459) в части пунктов 3, 5, 6 Приложения к решению.
Заявленные требования мотивированы тем, что пункты 3, 5, 6 Положения "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов городского самоуправления", утвержденного Решением от 09.12.1998 N 183 (с последующими изменениями), противоречат статье 35 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", статье 12 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", статье 7 Закона Российской Федерации от 20.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (действовавшего в рассматриваемый период) в части, устанавливающей требования об официальной публикации нормативных правовых актов, актов городского Совета, правовых актов мэра, мэрии и должностных лиц мэрии, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, в газете "Вечерний Новосибирск".
Определением от 22.06.2006 Арбитражного суда Новосибирской области производство по делу прекращено на основании части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, со ссылкой на пункт 6 разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80, по мотиву отсутствия предмета спора на момент судебного рассмотрения дела, в связи с внесением изменений в оспариваемый нормативный правовой акт по решению Городского Совета г. Новосибирска от 24.05.2006 N 262.
Постановлением от 07.09.2006 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа определение от 22.06.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5397/06-41/225 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда по основанию необоснованного прекращения производства по делу.
При новом рассмотрении решением от 07.12.2006 Арбитражного суда Новосибирской области требования удовлетворены в полном объеме.
В кассационной жалобе Городской Совет г. Новосибирска просит отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, по основанию неправильного применения судом норм материального права.
Отзывов на кассационную жалобу от прокурора и третьего лица не поступило.
В судебном заседании прокурор по доводам жалобы возражает, считает их необоснованными, просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального права и норм процессуального права, выслушав прокурора, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что оспариваемым решением N 183 от 09.12.1998 (в редакции от 22.09.2004) Городского Совета г. Новосибирска утверждено Положение "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов городского самоуправления" (далее по тексту Положение).
Пунктом 3 названного Положения установлено, что официальным опубликованием нормативных правовых актов считается публикация их текстов в газете "Вечерний Новосибирск" и Бюллетене правовых актов муниципалитета Новосибирска.
Пунктом 5 данного Положения установлено, что акты Городского Совета, кроме актов или их отдельных положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну либо конфиденциальные, подлежат опубликованию в газете "Вечерний Новосибирск" и Бюллетене правовых актов муниципалитета Новосибирска.
Пунктом 6 Положения установлено, что правовые акты мэра, мэрии и должностных лиц мэрии, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина подлежат обязательному официальному опубликованию в течение 10 дней после дня их подписания в газете "Вечерний Новосибирск".
Полагая, что названные пункты противоречат вышеназванным законам в части установления источника официального опубликования в лице газеты "Вечерний Новосибирск", правовой статус которой не отвечает требованиям статьи 35 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации в Российской Федерации", поскольку она учреждена обществом с ограниченной ответственностью (коммерческой организацией), а не государством, следовательно, не вправе публиковать правовые акты за счет бюджетных средств, заместитель прокурора Новосибирской области оспорил решение Городского Совета г. Новосибирска в этой части в арбитражном суде. Городской Совет г. Новосибирска 24.05.2006 принял решение N 262 "О внесении изменений в Положение "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов городского самоуправления", утвержденное решением Городского Совета г. Новосибирска от 09.12.1998 N 183".
Указанным актом внесены изменения в оспариваемые прокурором пункты 3, 5 и 6 Положения.
Причем, в редакции пунктов 3 и 5 союз "И" заменен на "ИЛИ", тем самым установлено, что нормативные акты органов городского самоуправления могут быть опубликованы в одном печатном издании: или газете, или бюллетене.
Из пунктов 5 и 6 Положения исключены сведения о сроке опубликования, кроме печатных изданий введено опубликование на официальных сайтах мэрии Новосибирска (дополнен абзац 2 пункта 3), в пункте 10 переименован контролирующий орган.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования, исследовав представленные доказательства, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал им правильную правовую оценку.
Суд пришел к выводу о том, что установление в качестве официального источника опубликования газеты, учрежденной коммерческой организацией (ООО), возможно только при наличии договора, заключенного по итогам открытого конкурса.
Установленный порядок соблюден не был; конкурс на размещение данного муниципального заказа не проводился, а само Положение "Об организации поставленных товаров, работ и услуг для муниципальных нужд на конкурсной основе", которое утверждено Городским Советом г. Новосибирска решением от 26.03.1998 N 128, не было опубликовано для всеобщего сведения, поэтому суд признал на основании пункта 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации ссылку Городского Совета г. Новосибирска на данное Положение необоснованной.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд кассационной инстанции исходит из установленных обстоятельств по делу и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальным является заказ органа местного самоуправления на выполнение работ (оказание услуг), финансируемых за счет средств местного бюджета.
Статья 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает размещение муниципального заказа на конкурсной основе, если иное не предусмотрено федеральными законами, законами субъекта, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
Статьей 12 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", вступившего в законную силу 30.09.1997, предусмотрено размещение муниципального заказа на основе открытого конкурса.
Судом не принимается во внимание ссылка Городского Совета на часть 2 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в части предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, поскольку оспариваемым нормативным правовым актом данный вопрос не регулируется.
Довод Городского Совета о доступности и популярности газеты "Вечерний Новосибирск" среди населения города Новосибирска не влияет на юридическую квалификацию выводов при обсуждении вопроса об органе официального опубликования нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Изложенное свидетельствует о несоответствии абзаца 1 пункта 3, абзаца 1 пункта 5 Положения "О порядке опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления", утвержденного решением Городского Совета муниципалитета Новосибирска от 09.12.1998 (в редакции решений Городского Совета от 20.03.2002 N 118, от 21.06.2006 N 278), в части официального опубликования нормативных правовых актов в газете "Вечерний Новосибирск" Закону Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 (в редакции от 16.10.2006) "О средствах массовой информации", Федеральному закону от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации".
При указанных обстоятельствах требования прокурора Новосибирской области правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
В случае, если заявитель (по данному делу - прокурор) освобожден от уплаты государственной пошлины, она подлежит взысканию с другой стороны (заинтересованного лица) пропорционально удовлетворенным требованиям (статья 333.27 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
По данному конкретному делу N А45-5397/2006-41/225 Городской Совет г. Новосибирска не выступает в качестве истца (заявителя) или лица, защищающего общественные интересы, право неограниченного круга лиц, а является органом, которым издан оспариваемый нормативный правовой акт, который судом признан недействующим в силу его противоречия действующему законодательству.
Таким образом, Городской совет г. Новосибирска, изданием такого акта, не только нарушил права указанных лиц, требования закона, но и породил судебное дело.
Суд кассационной инстанции считает, что судом первой инстанции судебные расходы в виде затрат по государственной пошлине обоснованно отнесены на данное лицо.
Учитывая изложенное, довод кассационной жалобы о необоснованности взыскания с Городского Совета г. Новосибирска затрат по государственной пошлине, отклоняется.
Судом требования норм материального и процессуального права при принятии решения по делу соблюдены.
По изложенным мотивам, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы нет.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 07.12.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-5397/2006-41/225 оставить без изменения, кассационную жалобу Городского Совета г. Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2007 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 марта 2007 г. N Ф04-631/2007(31266-А45-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании