Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 сентября 2004 г. N Ф04-6917/2004(А70-4934-29)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 сентября 2004 г. N Ф04/-6591/2004(А70-4726-27)
Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области обратилось в арбитражный суд с заявлением к Тюменской областной Думе, Губернатору Тюменской области, Департаменту здравоохранения администрации Тюменской области, Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Тюменской области о признании недействующими пункта "е" статьи 3 Закона Тюменской области от 03.05.2002 N 16 "О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Тюменской области", пунктов 1 и 3 постановления Губернатора Тюменской области от 15.02.2001 г. N 54 "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области" и приказа территориального фонда обязательного медицинского страхования Тюменской области и Департамента здравоохранения администрации Тюменской области от 27.02.2001 N 87/42 "О сроках действия полисов медицинского страхования".
Определением от 05.05.2004г. Арбитражного суда Тюменской области требования заявителя о признании недействующими пунктов 1 и 3 Постановления Губернатора Тюменской области от 15.02.2001 N 54 "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области" в соответствии со статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выделены в отдельное производство.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 06.07.2004г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявления, арбитражный суд признал постановление Гyбeрнатора Тюменской области от 15.02.2001 N 54 "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области" ненормативным правовым актом, срок, на обжалования которого, заявителем пропущен.
В кассационной жалобе Управление федеральной антимонопольной службы по Тюменской области просит отменить решение и передать дело на рассмотрение другого арбитражного суда.
Податель жалобы считает, что, принимая решение, арбитражный суд не рассмотрел дело по существу, не проверил соответствие оспариваемого нормативного акта нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, не выполнил указания арбитражного суда кассационной инстанции, которые в силу пункта 15 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются обязательными для арбитражного суда вновь рассматривающего данное дело. Арбитражный суд неправильно применил статью 4, часть 4 статьи 194, часть 3 статьи 195, часть 4 статьи 198, пункт 15 части 2 статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В судебном заседании представитель поддержал доводы жалобы.
Отзыв на кассационную жалобу от заинтересованных лиц не поступил. В судебном заседании представители заинтересованных лиц просили оставить решение без изменения, а жалобу без удовлетворения.
Кассационная инстанция в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, заслушав представителей сторон, считает решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Губернатором Тюменской области 15.02.2001 издано постановление N 54 "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области". В соответствие с пунктом 1 постановления территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области обязан осуществлять медицинское страхование жителей юга области до приведения федерального законодательства об обязательном медицинском страховании граждан в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации "Об основах обязательного медицинского страхования". В пункте 3 постановления рекомендовано Главам Администраций г. Тюмени, г. Тобольска, г. Ишима, Заводоуковского района, Уватского района заключить договоры страхования неработающих граждан на 2001 год с территориальным фондом обязательного медицинского страхования Тюменской области.
Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области, полагая, что данное постановление является нормативным актом, противоречащим Конституции Российской Федерации, Закону Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", Гражданскому и Бюджетному кодексам, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействующими пункты 1 и 3 постановления от 15.02.2001 N 54.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.12.2003 г. в удовлетворении заявленных требований было отказано.
Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.02.2004 решение первой инстанции отменено и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию арбитражного суда.
Кассационная инстанция, отменяя решение, указала, на то, что при новом рассмотрении необходимо определить правовой статус оспариваемых актов, решить вопрос по существу заявленного требования, мотивировать выводы с учетом положений глав 23 и 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверить соблюдение прав участников спорных правоотношений по обязательному медицинскому страхованию оспариваемыми актами.
Решением от 06.07.2004 в удовлетворении заявленных требований отказано. Принимая решение, арбитражный суд исходил из того, что постановление Губернатора Тюменской области от 15.02.2001 N 54 "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области" является ненормативным правовым актом, срок, на обжалования которого, заявителем пропущен.
Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобе и заслушав присутствующих в заседании представителей, кассационная инстанция считает, что оспариваемое решение подлежит отмене с принятием нового судебного акта по следующим мотивам.
В соответствии со статьей 6 Устава Тюменской области систему правовых актов области составляют настоящий Устав, законы и постановления областной Думы, постановления и распоряжения Губернатора области и иные правовые акты.
Постановление Губернатора Тюменской области от 15.02.2001 N 54 "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области" содержит обязательные правила для неопределенного круга лиц, выполняется под контролем Губернатора области, следовательно, по своему содержанию и смыслу является нормативным актом.
Действие Постановления от 15.02.2001 N 54 "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области" ограничено во времени, его действие распространялось на 2001 год.
На момент рассмотрения заявления об оспаривании нормативного правового акта и принятия решения по делу, действие его прекратилось, поэтому дело не подлежит рассмотрению в суде, так как предмет спора в данном случае перестал существовать.
Поэтому производство по делу об оспаривании Постановления от 15.02.2001 N 54 "О временном порядке финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования Тюменской области" подлежит прекращению.
Неправильное применение норм процессуального права, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены решения, если это нарушение привело к принятию неправильного судебного акта.
Данный вывод согласуется с позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 N 80 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
Неправильное применение норм процессуального права, в соответствии с частями 1 и 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены решения, если это нарушение привело к принятию неправильного судебного акта.
На основании изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции подлежит отмене с прекращением производства по делу.
Руководствуясь статьями 274, 286, пунктом 2 части 1 статьи 287 частью 1 статьи 288, пунктом 1 части 1 статьи 150, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 06.07.2004 N А70-3320/8-04 отменить.
Производство по делу прекратить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 сентября 2004 г. N Ф04-6917/2004(А70-4934-29)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании