Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 31 мая 2007 г. N Ф04-3101/2007(34301-А27-39)
(извлечение)
Открытое акционерное общество Сибирьтелеком "Структурное Подразделение Телекомсервис Кемеровского филиала" обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Департаменту социальной защиты населения Администрации Кемеровской области, Министерству финансов Российской Федерации при участии третьего лица Управления федерального казначейства по Кемеровской области отделение по г. Кемерово о взыскании 51968 руб. убытков, причиненных в период с 01.12.2004 по 31.12.2004 возникших в связи с предоставлением льгот в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Исковые требования мотивированы тем, что данная сумма иска составляет убытки истца от предоставления услуг телефонной связи и проводного вещания узникам концлагерей со ссылками на статьи 8, 15, 426, 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 10 ФЗ "О ветеранах", статью 30 Закона Российской Федерации "О связи" и мотивированы тем, что не в полном объеме компенсированы расходы, понесенные в результате предоставления льгот гражданам за оказание услуги телефонной связи и проводного вещания.
Решением от 08.12.2006 суд удовлетворил иск частично, взыскав с Министерства финансов Российской Федерации, за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО "Сибирьтелеком", г. Новосибирск в интересах структурного подразделения Телекомсервис Кемеровского филиала ОАО "Сибирьтелеком", г. Кемерово 87661 руб. 02 коп. убытков. В остальной части иска отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 01.03.2007 Арбитражного суда Кемеровской области решение от 08.12.2006 оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
В кассационной жалобе министерство финансов Российской Федерации просит вышеуказанные судебные акты отменить, как принятое с нарушением норм материального права, и в удовлетворении заявленных требований отказать.
Податель жалобы указывает, что размер обязательства по оплате данных расходов ограничен объемом бюджетного финансирования; не доказана вина государственного органа и причинная связь между их деянием и предъявленными убытками. По мнению подателя жалобы, Министерство финансов Российской Федерации неправомерно привлечено к ответственности, поскольку осуществляет лишь перечисление денежных средств Минтруду России и не является главным распорядителем средств федерального бюджета по данным расходам.
Отзывов на кассационную жалобу в установленном законно порядке не поступало.
Стороны и лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте судебного разбирательства, но своих представителей в заседание суда кассационной инстанции не направили, в связи, с чем кассационная жалоба, согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрена в их отсутствие.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм материального и процессуального права при разрешении данного спора, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как видно из материалов дела, ОАО "Сибирьтелеком" Телекомсервис структурного Подразделения Телекомсервис Кемеровского филиала ОАО "Сибирьтелеком", Прокопьевский центр телекоммуникаций, в период с 01.11.2004 по 31.12.2004 оказывали услуги по телефонной связи и проводному вещанию, бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, предоставлением льготы в виде 50% скидки, предусмотренной Федеральным законом "О ветеранах".
Общая сумма расходов по предоставлению льгот составила 103440 руб.
Разрешая спор, арбитражный суд на основании всестороннего, полного, объективного исследования обстоятельств дела сделал правильный вывод о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" возмещение предоставленных ветеранам льгот осуществляется за счет средств федерального бюджета и в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.12.2000 N 963 "О порядке возмещения в 2000 году операторам связи расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг связи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение льгот" (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2002 N 137, с измен., внесенными Постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.03.2001 N 255, от 10.02.2003 N 85, от 14.02.2004 N 80) указано, что финансирование расходов на возмещение льгот ветеранам должно производиться за счет средств федерального бюджета.
Принимая решение, арбитражный суд правомерно возложил ответственность за причиненные истцу убытки в виде неполученных доходов на Российскую Федерацию в лице Министерства финансов Российской Федерации, установив, что, Российской Федерацией был принят федеральный бюджет на 2004 год, предусматривающий выделение денежных средств на возмещение расходов операторам связи не в полном объеме.
Законодатель в статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки определяет как расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрату или повреждение имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Федеральные законы "О ветеранах", "О связи" не содержат положений о возмещении убытков в меньшем размере, то есть в пределах лимита финансирования.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О указано, что сохраняющийся в течение длительного времени пробел в законодательстве об урегулировании порядка возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот, не может служить препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан и организаций, и не должен являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Российская Федерация в силу положений Конституция Российской Федерации как социальное государство гарантирует, в частности, социальную защиту граждан, следовательно, несет ответственность за непринятие соответствующих мер по надлежащему исполнению Федерального закона "О ветеранах".
Доводы кассационной жалобы о недоказанности вины государственного органа и наличии причинно-следственной связи между действиями и предъявленными убытками, об отсутствии вины Министерства финансов Российской Федерации в причинении убытков, о ненадлежащем исполнении обязанностей комитетом администрации Новосибирской области по социальной защите населения, отклоняются как направленные на переоценку фактических обстоятельств дела, поскольку являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили правильную правовую оценку.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации у суда кассационной инстанции не имеется полномочий для переоценки правильно установленных обстоятельств дела.
Иных сведений, опровергающих выводы суда, в кассационной жалобе не приведено.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству, основания, предусмотренные статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы, отсутствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 284, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.12.2006 и постановление апелляционной инстанции от 01.03.2007 по делу N А27-14957/2006-3 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 31 мая 2007 г. N Ф04-3101/2007(34301-А27-39)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании