Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 июня 2007 г. N Ф04-3623/2007(34958-А03-23)
(извлечение)
Государственные учреждения Территориального Управления ветеринарии Государственной ветеринарной службы Алтайского края по Славгородскому району, по Заринскому району и г. Заринску, по Змеиногорскому району и г. Змеиногорску, по Алейскому району, по Каменскому району и г. Камень-на-Оби, по Первомайскому району и г, Новоалтайску, по Рубцовскому району и г. Рубцовску, по г. Барнаулу, по Угловскому району, по Усть-Калманскому району (далее - учреждения ветеринарии) обратились в Арбитражный суд Алтайского края с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю (далее - УФАС по Алтайскому краю) о признании недействительными решения от 22.08.2006 N 18 и предписаний от 22.08,2006 NN 54, 55, 56, 58, 59, 60, 61, 62, 63.
Кроме того, учреждения ветеринарии просили взыскать с УФАС по Алтайскому краю судебные расходы по оплате услуг представителя в сумме 9 900 руб.
Решением суда первой инстанции от 05.03.2007 решение от 22.08.2006 N 18 и предписания от 22.08.2006 NN 54, 55, 56, 58, 59, 60, 61, 62, 63 УФАС по Алтайскому краю признаны недействительными и отменены,
В удовлетворении требований учреждений ветеринарии о взыскании с УФАС по Алтайскому краю судебных расходов по оплате услуг представителя в сумме 9 900 руб. отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе УФАС по Алтайскому краю просит отменить судебный акт первой инстанции в той части, в которой требования учреждений ветеринарии удовлетворены, и принять новое решение.
По мнению антимонопольного органа, действия учреждений ветеринарии, выразившиеся в установлении в прейскурантах и взимании платы за оформление ветеринарных сопроводительных документов при осуществлении государственного ветеринарного надзора необоснованно препятствуют и ущемляют интересы хозяйствующих субъектов, занятых содержанием, эксплуатацией, ловлей, добычей животных, птиц, рыб (других гадробйонов), пчел, а также производством, заготовкой, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных, птиц, рыб, пчел и кормовых компонентов.
УФАС по Алтайскому краю считает, что учреждения ветеринарии неправомерно возлагают на хозяйствующие субъекты обязанность по оплате за оформление сопроводительных документов.
В отзыве на кассационную жалобу заявители просят оставить обжалуемый судебный акт без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы ответчика и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основания.
Как видно из материалов дела, УФАС по Алтайскому краю принято решение от 22.08.2006 N 18 о нарушении государственными учреждениями Территориального Управления ветеринарии государственной ветеринарной службы Алтайского края по Славгородскому району, по Заринскому району и г. Заринску, по Змеиногорскому району и г. Змеиногорску, по Алейскому району, по Каменскому району и г. Камень-на-Оби, по Первомайскому району и г. Новоаятайску, по Рубцовскому району и г. Рубцовску, по г. Барнаулу, по Угловскому району, по Усть-Калманскому району требований пункта 1 статьи 7 Закона РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Во исполнение указанного решения УФАС по Алтайскому краю вынесены предписания от 22.08.2006 NN 54, 55, 56, 58, 59, 60, 61, 62, 63 в соответствии с которыми на учреждения ветеринарии возложена обязанность по исключению из прейскуранта цен на платные ветеринарные услуги раздел "Оформление ветеринарных сопроводительных документов".
Основанием для принятия решения и предписании послужил вывод антимонопольного органа о том, что взимание учреждениями ветеринарии платы за оформление ветеринарных сопроводительных документов необоснованно препятствует, ограничивает конкуренцию и ущемляет интересы хозяйствующих субъектов в сфере производства, заготовки, переработки, транспортировки, хранения и реализации продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных, птиц, рыб, пчел ж кормовых компонентов.
Руководствуясь положениями статей 5 и 8 Закона РСФСР "О ветеринарии" от 14.05.1993 N 4979-1, пункта 2 Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что федеральные органы государственной ветеринарной службы осуществляют как функции связанные с оказанием ветеринарных услуг, так и ветеринарного надзора.
В соответствии с пунктами 2, 2.1 инструкции "О порядке выдачи ветеринарных сопроводительных документов на подконтрольные госветнадзору грузы", утвержденной Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации 12.04.1997 N 13-7-2/871, подконтрольные госветнадзору грузы (в дальнейшем "грузы") подлежат заготовке, транспортировке, переработке, хранению и реализации только при наличии ветеринарных сопроводительных документов, характеризующих ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза и места его выхода и выдаваемых по формам согласно Приложениям NN 1-9.
Ветеринарные свидетельства форм NN 1, 2, 3, а также ветеринарные справки формы N 4 являются ветеринарными сопроводительными документами.
В связи с принятием Закона РФ "О защите прав потребителей" Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.08.1998 N 898 в соответствии с Законом о ветеринарии разработаны и утверждены Правила оказания платных ветеринарных услуг. Названные правила определяют порядок и условия предоставления платных ветеринарных услуг владельцам (физическим лицам) животных, продуктов животноводства и других видов продукции, подконтрольной ветеринарной службе.
Так, к платным ветеринарным услугам, в частности, относится оформление и выдача ветеринарных документов (ветеринарные проходные свидетельства, сертификаты, справки, паспорта, регистрационные удостоверения и др.).
Таким образом, оформление и выдача ветеринарных сопроводительных документов на платной основе не относится к мероприятиям связанным с осуществлением государственного ветеринарного контроля (надзора), а также не может препятствовать, ограничивать конкуренцию и ущемлять интересы хозяйствующих субъектов, занятых содержанием, эксплуатацией, ловлей, добычей животных, птиц, рыб (других гидробионов), пчел, а также производством, заготовкой, переработкой, транспортировкой, хранением и реализацией продуктов и сырья животного происхождения, кормов для животных, птиц, рыб, пчел и кормовых компонентов.
Следовательно, арбитражный суд правомерно признал недействительными и отменил решение от 22.08.2006 N 18 и предписания от 22.08.2006 NN 54, 55, 56, 58, 59, 60, 61, 62, 63 УФАС до Алтайскому краю,
На основании статья 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции подлежит взысканию с УФАС по Алтайскому краю в доход федерального бюджета в размере 1 000 руб. В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдается судом первой инстанции, рассматривающим спор по существу.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 05.03.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-14950/06-3 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Управления Федеральной антимонопольной службы по Алтайскому краю государственную пошлину в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июня 2007 г. N Ф04-3623/2007(34958-А03-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании