Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 июля 2007 г. N Ф04-4586/2007(36106-А46-25)
(извлечение)
Государственное предприятие Омской области "Омскгазстройэксплуатация" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Омскому району Омской области (далее - налоговый орган) от 16.01.2007 N 09-05/341ДСП.
Решением арбитражного суда от 26.03.2007 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального права и неполное исследование фактических обстоятельств дела, просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что коммерческие организации, получающие бюджетное финансирование, не вправе применять положения пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем считает, что премия, выплаченная обществом своим работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений, поименованных в пункте 22 статьи 270 Кодекса, подлежит обложению ЕСН в общем порядке.
ГП "Омскгазстройэксплуатация" против доводов кассационной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве. Просит решение суда оставить в силе как законное и обоснованное, кассационную жалобу инспекции - без удовлетворения.
Кассационная инстанция проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дета, налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленного ГП "Омскгазстройэксплуатация" расчета по авансовым платежам по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев (3 квартал) 2006 года, по результатам которой принято решение от 16.01.2007 N 09-05/341ДСП об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Указанным решением предприятию предложено уплатить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 222168 руб., а также пени за несвоевременную уплату взносов в размере 1275,43 руб.
Основанием для вынесения решения послужило неправомерное, по мнению инспекции, не включение налогоплательщиком в объект налогообложения ЕСН премии за досрочный ввод объекта газоснабжения в эксплуатацию, выданную работникам предприятия.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные налогоплательщиком требования, арбитражный суд принял законное и обоснованное решение. Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.
Согласно пункту 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации выплаты и вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым договорам, не признаются объектом налогообложения ЕСН, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Из анализа статей 252, 255 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что не подлежат обложению ЕСН выплаты, которые не отнесены к расходам на оплату труда, либо которые произведены налогоплательщиком за счет чистой прибыли.
В силу подпункта 22 пункта 1 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде премий, выплаченных за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что в рассматриваемом случае премии были выплачены ГП "Омскгазстройэксплуатация" за счет средств, поступивших от Министерства нефтехимического комплекса Омской области, в связи с досрочным вводом в эксплуатацию объекта на основании дополнительного соглашения от 22.09.2006 N 9 к государственному контракту от 24.11.2005 N 125/(2005-01/1171). Целевое назначение денежных средств было определено, как премия за ввод объекта в эксплуатацию Сумма премий не относилась обществом к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организации. Также такого рода выплаты не были предусмотрены ни коллективным договором, ни положениями о премировании, ни трудовыми договорами организации.
Глава 24 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит исключений из правила определения объекта налогообложения ЕСН, установленного пунктом 3 статьи 236 Кодекса, в отношении выплат, которые не учитываются в составе доходов общества, при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Учитывая, что приведенный в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации перечень средств целевого назначения не является исчерпывающим в отношении указанных в пункте 22 статьи 270 Кодекса целевых поступлений, а также, тот факт, что спорные выплаты не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что рассматриваемые суммы не образуют объекта налогообложения ЕСН.
Кроме того, судом правомерно учтено, что данная позиция подтверждена письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23.11.2005 N 03-05-02-04/202, в котором предусмотрено что, если организация осуществляет выплаты в пользу своих работников по трудовым договорам за счет средств, которые не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, то данные выплаты (премии, сверхнормативные суточные и т.п.) не признаются объектом налогообложения ЕСН.
Таким образом, выводы арбитражного суда основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм налогового законодательства и оснований для их переоценки кассационная инстанция в силу статьи 286 Кодекса не имеет.
Доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании указанных выше норм материального права.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с налогового органа подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение кассационной жалобы в размере 1000 руб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.03.2007 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1012/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Омскому району Омской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 июля 2007 г. N Ф04-4586/2007(36106-А46-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании