Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 июля 2007 г. N Ф04-4794/2007(36350-А27-3)
(извлечение)
К. (далее - К.) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово (далее - Инспекция ФНС РФ) о признании незаконным решения N 72 от 08.02.2007 об отказе в государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "КузбассИнтелСервис" (далее - ООО "КузбассИнтелСервис") в качестве юридического лица и обязании налогового органа незамедлительно произвести регистрацию ООО "КузбассИнтелСервис" при создании юридического лица с выдачей свидетельств о государственной регистрации юридического лица и о постановке на налоговый учет.
Решением от 02.04.2007 Арбитражного суда Кемеровской области К. отказано в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе К., ссылаясь на неправильное применение судом корм материального права, нарушение норм процессуального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит вынесенный по делу судебный акт отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
В отзыве на кассационную жалобу Инспекция ФНС РФ считает решение арбитражного суда законным и обоснованным.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, К. обратился в Инспекцию ФНС РФ с заявлением о государственной регистрации ООО "КузбассИнтелСервис" при его создании.
Налоговый орган решением от 08.02.2007 N 72 отказал в государственной регистрации, признав заявление не представленным, поскольку указанное в заявлении и учредительных документах фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям закона: отсутствуют слова "с ограниченной ответственностью".
Полагая, что решение Инспекции ФНС РФ от 08.02.2007 N 72 не соответствует нормам действующего законодательства, создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, К. обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из правомерности действий Инспекции ФНС РФ в связи с тем, что представление ненадлежащим образом оформленных документов означает непредставление в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица.
В соответствии со статьей 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, определяемом законом о государственной регистрации юридических лиц. Отказ в государственной регистрации юридического лица допускается только в случаях, установленных законом.
Статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), предусмотрено, что отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов, определенных настоящим Законом, либо в случае представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Согласно статье 12 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются: подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ; решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации: учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии): выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя; документ об уплате госпошлины.
Форма заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (форма N Р11001) утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
Раздел 1 заявления формы N P11001 предусматривает указание организационно-правовой формы юридического лица (п. 1.1.), полного и сокращенного наименований юридического лица (п. 1.2. и п. 1.3.), а также фирменного наименования юридического лица.
Пунктом 4 названного постановления Правительства РФ предусмотрено, что Федеральная налоговая служба разрабатывает и направляет для утверждения в Министерство финансов РФ формы документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, в том числе не отнесенных Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" к компетенции Правительства РФ, а также по согласованию с Министерством финансов РФ разрабатывает методические разъяснения по порядку заполнения указанных документов.
Порядок заполнения заявления о государственной регистрации юридического лица при создании отражен в разделе 2 Методических разъяснений по порядку-заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных Приказом Федеральной налоговой службы от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@.
Согласно указанным разъяснениям в соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Наименование юридического лица должно соответствовать требованиям федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц определенных организационно-правовых форм.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании, в том числе фирменном наименовании, для коммерческих организаций на русском языке. Учитывая, что согласно пункту 4 статьи 54 Гражданского кодекса РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, должны иметь фирменное наименование, заполнение пункта 1.4 для коммерческих организаций обязательно.
Судом установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что К. представил в Инспекцию ФНС РФ полный комплект документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица. Однако в пункте 1.4 заявлении формы N Р11001 и учредительных документах (пункт 1.4 устава) вместо полного фирменного наименования с указанием слов "с ограниченной ответственностью" им указано сокращенное фирменное наименование юридического лица - ООО "КузбассИнтелСервис".
Доводы К. о том, что действующее законодательство не содержит требований или разъяснений о необходимости указания в графе "фирменное наименование юридического лица" именно полного, а не сокращенного фирменного наименования организации, несостоятельны.
Частью 2 статьи 87 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью".
В статье 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" закреплено, что общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру "ООО".
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи о юридическом лице вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Таким образом, требования налогового органа к содержанию пункта 1.4 заявления формы N Р11001 соответствуют положениям действующего законодательства.
Учитывая, что К. в пункте 1.4 заявления о государственной регистрации юридического лица при его создании указал сокращенное фирменное наименование организации и не указал полного фирменного наименования, суд первой инстанции обоснованно расценил заявление как не поданное и правомерно отказал в удовлетворении заявленных им требований.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.04.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-1671/2007-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 4 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" закреплено, что общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Полное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру "ООО".
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи о юридическом лице вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации.
Таким образом, требования налогового органа к содержанию пункта 1.4 заявления формы N Р11001 соответствуют положениям действующего законодательства.
Учитывая, что К. в пункте 1.4 заявления о государственной регистрации юридического лица при его создании указал сокращенное фирменное наименование организации и не указал полного фирменного наименования, суд первой инстанции обоснованно расценил заявление как не поданное и правомерно отказал в удовлетворении заявленных им требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 июля 2007 г. N Ф04-4794/2007(36350-А27-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании