Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 марта 2007 г. N Ф04-3105/2006(31808-А03-39)
(извлечение)
В арбитражный суд Алтайского края обратилось открытое акционерное общество "Сибирьтелеком" (далее - ОАО "Сибирьтелеком") в лице регионального филиала "Алтайтелеком" к субъекту Российской Федерации - Алтайскому краю в лице Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике, к муниципальному образованию город Барнаул в лице Комитета администрации г. Барнаула по финансам, налоговой и кредитной политике о иском, о взыскании 6 371 754 руб. 34 коп., сложившихся из недополученных доходов вследствие предоставления льгот по оплате услуг за пользование радио в соответствие с федеральным законом "О ветеранах" за период с 01.01.02 по 30.11.04.
Впоследствии истец уменьшил иск до 5 825 4 03 руб. 53 коп. (без НДС) за период с 01.01.02 по 31.12.04, заявил об уточнении наименования истца - ОАО "Сибирьтелеком" Алтайский филиал ОАО "Сибирьтелеком", отказался от иска ко второму ответчику, просил привлечь его к участию в деле в качестве третьего лица на стороне ответчика.
Согласно ст.ст. 49, 51 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации суд принял уменьшение требования, изменение наименования истца, привлек муниципальное образование город Барнаул в лице Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике в качестве третьего лица на стороне ответчика.
К участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика судом были привлечены Комитеты по социальной защите населения администраций Ленинского, Октябрьского. Железнодорожного, Центрального районов г. Барнаула, Комитет по социальной поддержке населения Индустриального района г. Барнаула.
Требование обосновано тем, что истцом в 2002-2004 г.г., согласно федеральному закону "О ветеранах", при оказании услуг проводного вещания были предоставлены льготы за пользование радио соответствующим категориям граждан, всего на сумму 7 44 9 067 руб. 26 коп. за период с 01.01.02 по 31.12.04. Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, истцу возмещены частично в сумме 427 908 руб., остальные расходы не возмещены, в связи с чем образовались убытки в виде недополученных доходов в сумме 5 825 403 руб. 53 коп. (без учета НДС), которые подлежат возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации согласно статье 10 Федерального закона "О ветеранах".
Решением от 04.11.2005, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.02.2006 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением кассационной инстанции от 30.05.2006 решение суда первой инстанции от 04.11.05 и постановление апелляционной инстанции от 14.12.06 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела решением суда от 16.10.2006, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.12.2006 с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в пользу истца взыскано 4 825 8 90 руб. 90 коп. убытков. Производство по делу в части взыскания 546 350 руб. 81 коп. прекращено в связи с отказом от заявленных требований.
В остальной части в удовлетворении требований отказано.
Принимая данное решение, суд мотивировал его тем, что истец оказал услуги льготной категории граждан с оплатой в размере 50% на основании Федерального закона "О ветеранах". Статьей 10 данного закона установлено, что расходы на реализацию прав и льгот по оплате услуг за пользование радио ветеранами возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Материалы дела, свидетельствуют, что компенсация расходов понесенных истцом, произведена не в полном объеме, в связи с чем требования истца о возмещении расходов за период с 01.01.2002 по 31.12.2004 удовлетворены за счет казны Алтайского края. Суд отказал в удовлетворении требований в сумме 999 512 руб. 63 коп. за недоказанностью.
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края не согласился с принятыми судебными актами и обжаловал их в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
В кассационной жалобе просит отменить судебные акты, как принятые с нарушением и неправильным применением норм материального права.
Ссылается на то, что целевых денежных средств на компенсацию расходов бюджета Алтайского края, связанных с предоставлением льгот по Федеральному закону "О ветеранах", из федерального бюджета не поступало. Расходы по оплате услуг за пользование радио, предусмотренные Федеральным законом "О ветеранах", учитываются в бюджетах районов и городов Алтайского края при определении дотации и нормативов отчислений от регулирующих доходов. Краевой бюджет за 2004 год по показателю "Дотации районам и городам" исполнен в размере 100%.
Считает, что свои бюджетные обязательства по компенсации расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате услуг за пользование радио, исполнил в полном объеме.
Ссылается на пункт 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23, в соответствии с которым полагает, что при возложении федеральным законом обязанности на субъект Российской Федерации по возмещению платы, не полеченной от льготной категории потребителей, при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно производиться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации.
Представитель Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в судебном заседании кассационную жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям.
По мнению ОАО "Сибирьтелеком", расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате коммунальных услуг ветеранам должны возмещаться за счет средств местного бюджета, они учтены в местных бюджетах районов и городов Алтайского края и были перечислены городу, чем были исполнены обязательства бюджета Алтайского края по компенсации льгот по Закону "О ветеранах". Кроме того, при недостаточности средств бюджета субъекта федерации для оплаты указанных услуг взыскание должно производиться за счет бюджета Российской Федерации,
Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула считает кассационную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края обоснованной и подлежащей удовлетворению.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права при рассмотрении дела, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено материалами дела, истцом за период с 01.01.2002 по 30.11.2004 понесены расходы, связанные с предоставлением ветеранам льгот по оплате услуг за пользование радио (услуги проводного вещания), предусмотренных статьей 10 Федерального закона "О ветеранах", на сумму 7 140 421 руб. 67 коп.
Ответчиком расходы истцу компенсировались в сумме 427 908 руб., в связи с чем убытки истца составили 5 825 403 руб. 43 коп. (без НДС), что послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с Федеральным Законом "О ветеранах" отдельные категории ветеранов пользуются льготой по оплате в размере 50% услуг за пользование радио.
Удовлетворяя исковые требования за счет казны Алтайского края, Арбитражный суд Алтайского края исходил из того, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" расходы на реализацию установленных для ветеранов льгот возмещаются за счет средств федерального бюджета и бюджетов Российской Федерации. При этом льготы по оплате жилья и коммунальных услуг возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Поэтому Арбитражный суд Алтайского края взыскал 4 825 890 руб. 90 коп. выпадающих доходов с Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края за счет казны субъекта.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает судебные акты подлежащими отмене по следующим основаниям.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо учитывать, что если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2005), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.
При рассмотрении настоящего дела Арбитражный суд Алтайского края неправильно истолковал положения Федерального закона "О ветеранах", не учел, что выделенные из федерального бюджета средства на реализацию Федерального закона "О ветеранах" не в полной мере компенсировали понесенные субъектом Федерации - Алтайским краем расходы.
Учитывая изложенное, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа считает решение от 16.10.2006 и постановление апелляционной инстанции 21.12.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17119/2004-6 подлежащими отмене, дело - передаче на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить, выделены ли были субъекту Российской Федерации - Алтайскому краю средства из федерального бюджета для возмещения истцу платы, не полученной от льготной категории потребителей, рассмотреть спор по существу в зависимости от установленного и с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 16.10.2006 и постановление апелляционной инстанции от 21.12.2006 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17119/2004-6 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 марта 2007 г. N Ф04-3105/2006(31808-А03-39)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании