Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 25 июня 2007 г. N Ф04-4202/2007(35617-А46-26)
(извлечение)
Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда (далее - налоговый орган города Волгограда) обратилась в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска (далее - налоговый орган города Омска) о признании недействительной государственной регистрации изменений в части местонахождения юридического лица, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "ТрансРемонт" (далее - ООО "ТрансРемонт", общество).
Заявленные требования мотивированы тем, что государственная регистрация изменений ООО "ТрансРемонт" не соответствует пункту 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации, и в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ и пункта 16 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации регистрация юридического лица с указанием недостоверных сведений нарушает права налогового органа города Волгограда как регистрирующего и налогового органа, в частности, право на проведение проверок (так как по юридическому адресу предприятие не располагается).
Решением от 28.02.2007 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Суд мотивировал данный вывод правомерностью принятия Инспекцией Федеральной налоговой службы по Кировскому административному округу города Омска решения о государственной регистрации изменений, внесенных ООО "ТрансРемонт" в учредительные документы, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в принятии указанного решения.
Суд так же указал, что налоговым законодательством не предусмотрено право регистрирующего органа на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании регистрации недействительной.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе налоговый орган города Волгограда, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель считает, что в заявлении подтверждается тот факт, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям: сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении, являются достоверными. 25.07.2006 налоговым органом города Омска в Единый Государственный Реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) была внесена регистрирующая запись (ОГРН 1025501379420), содержащая данные об адресе ООО "ТрансРемонт".
26.07.2006 налоговым органом города Омска направлено в адрес налогового органа города Волгограда, в соответствии с пунктом 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ, письмо N 18-24/6539/ДСП, а также заявление по форме Р13001, квитанция об уплате госпошлины, устав, учредительный договор протокол N 1, доверенность от 01.07.2006, договор N 1, договор N 2, дополнение к расписке, расписка о получении документов, выписка из ЕГРЮЛ от 25.07.2006, решение о государственной регистрации, файл с информацией.
В ходе контрольных мероприятий выяснилось, что по адресу, указанному в заявлении, ООО "ТрансРемонт" не находится, подтверждением чему является протокол осмотра от 02.08.2006.
Таким образом, в нарушение требований статьи 25 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ на момент государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, ООО "ТрансРемонт" в части адреса, в регистрирующий налоговый орган города Омска, были представлены документы, которые содержали в себе заведомо ложные сведения. Следовательно, ответственность юридического лица может заключаться в признании его государственной регистрации недействительной, так как регистрация юридического лица с указанием недостоверных сведений нарушает права налогового органа города Волгограда как регистрирующего и налогового органа, в частности, право на проведение проверок.
Суд кассационной инстанции, в соответствии с требованиями статей 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Материалами дела установлено, что 25.07.2006 налоговым органом города Омска принято решение о государственной регистрации изменений в учредительные документы ООО "ТрансРемонт" в связи с изменением адреса местонахождения данного юридического лица на город Волгоград, бульвар 30-летия Победы, 39а. Исходя из данных изменений ООО "ТрансРемонт" было снято с налогового учета в городе Омске, документы в порядке пункта 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 N 129-ФЗ были направлены письмом от 26.07.2006 N 18-24/6539/ДСП для постановки на налоговый учет по новому местонахождению в налоговый орган города Волгограда.
При проведении проверки налоговым органом города Волгограда было установлено, что ООО "ТрансРемонт" по указанному в учредительных документах новому адресу не находится.
Полагая, что государственная регистрация внесенных ООО "ТрансРемонт" изменений при указании в заявлении данных о несуществующем месте нахождения осуществлена в нарушение статьи 12 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", пункта 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации Инспекция Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оставляя требование заявителя без удовлетворения, арбитражный суд исходил из того, что право заявителя на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы юридических лиц ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Законом N 129-ФЗ не установлено.
Кассационная инстанция считает данный вывод ошибочным, исходя из следующего.
На основании подпункта 16 пункта 1 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Кассационная инстанция соглашается с доводом Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Волгограда что, исходя из положений пункта 16 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", налоговые органы имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, однако, вывод суда об отсутствии такого права у налоговых органов не повлек принятие неправильного решения, в связи с чем не является основанием для отмены судебного акта.
В соответствии с частью 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Исходя из положений данной нормы права, для удовлетворения заявления о признании недействительным ненормативного правового акта, незаконным решения и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо два обязательных условия:
а) не соответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения или действия (бездействия) закону и ли иному нормативному правовому акту;
б) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение или действие (бездействия) должны нарушать права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме. утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
г) документ об уплате государственной пошлины.
Отказ в государственной регистрации регулируется статьей 23 указанного Закона, на основании пункта 1 которой отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что факт представления обществом в налоговую инспекцию, являющуюся надлежащим регистрирующим органом, для государственной регистрации изменений, вносимых в его учредительные документы, полного пакета необходимых документов, а также отсутствия обстоятельств, установленных подпунктом "в" пункта 1 статьи 23 указанного закона, сторонами не оспаривается.
Заявитель жалобы в обосновании своих требований не приводит норм права, обязывающих регистрирующий орган проводить проверки достоверности указанных юридическим лицом сведений. Данные сведения носят заявительный характер и ответственность за их достоверность в силу пункта 1 статьи 25 Закона N 129-ФЗ возложена на заявителей, юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей.
Ответственность должностных лиц юридического лица за представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию, предусмотрена и статьей 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Что касается регистрирующего органа, то за нарушение порядка государственной регистрации, установленного Законом N 129-ФЗ. ответственность в соответствии со статьей 24 данного Закона несут должностные лица этих органов; регистрирующий орган возмещает причиненный указанным нарушением ущерб, допущенный по его вине.
Исходя, из изложенных норм права следует, что право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, у налоговых органов имеется, однако надлежащим ответчиком по такому спору должен выступать заявитель, в данном случае - юридическое лицо, обращающееся в регистрирующий орган. В противном случае налоговый орган должен представить доказательства, свидетельствующие о неправомерном действии регистрирующего органа, а также обосновать экономический характер спора, возникшего между двумя налоговыми органами.
Заявителем при рассмотрении данного дела таких доказательств представлено не было.
Довод заявителя о том, что регистрация юридического лица с указанием недостоверных сведений нарушает права налогового органа как регистрирующего и налогового органа, предусмотренные законом N 129-ФЗ и Налоговым кодексом Российской Федерации, судом кассационной инстанции отклоняется.
При таких обстоятельствах оснований для отмены судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.02.2007 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-19097/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 июня 2007 г. N Ф04-4202/2007(35617-А46-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании