Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 9 августа 2007 г. N Ф04-5359/2007(37005-А45-37)
(извлечение)
Сибирское отделение Российской Академии наук (СОРАН) (далее - СОРАН) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 13 по г. Новосибирску (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании недействительным решения от 26.07.2006 N 21/20 в части взыскания налога на прибыль за 2003-2004 годы соответствующих сумм пени и штрафных санкций.
Решением от 15.02.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной от 14.05.2007 Арбитражного суда Новосибирской области, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе СОРАН просит отменить принятые по делу решение и постановление. Кассатор считает постановление апелляционной инстанции незаконным, поскольку суд, дублируя выводы суда первой инстанции, неправильно применил нормы материального права.
Отзыв на кассационную жалобу в нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не поступил.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Налоговым органом проведена выездная налоговая проверка СОРАН за период с 01.01.2003 по 31.12.2005, по результатам которой составлен акт выездной налоговой проверки от 27.06.2006 N 21/20 и принято решение от 26.07.2006 N 21/20 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Данным решение налогоплательщику предложено уплатить налог на прибыль в сумме 29288827 руб. и пени в размере 7550688,03 руб.
Несогласие с данным решением послужило основанием для обращения СОРАН в арбитражный суд.
Основанием для принятия решения в оспариваемой части послужило то обстоятельство, что СОРАН в нарушение пункта 1 статьи 321.1 и пункта 4 статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации в составе доходов от коммерческой деятельности не учло суммы от сдачи в аренду государственного имущества, находящегося в оперативном управлении.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения Инспекции в части доначисления налога и пени, суды первой и апелляционной инстанций исходили из норм пункта 4 статьи 41, пункта 2 статьи 42 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 321.1 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 4 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации", указав, что получаемый государственными и муниципальными учреждениями доход от осуществления приносящей доход деятельности не может быть квалифицирован в качестве средств целевого финансирования, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Согласно пункту 1 статьи 321.1 Налогового кодекса налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
Иными источниками (доходами) от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы.
Налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, налога с продаж и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
В соответствии со статьей 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Согласно подпункту 14 части 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиком при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования, а по правилам пункта 17 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации не учитываются расходы в виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с подпунктом 14 части 1 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, а также пункта 1 статьи 248 и статьи 250 Налогового кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции поддерживает вывод судов первой и апелляционной инстанций, что арендные платежи не являются средствами целевого финансирования и должны быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в качестве внереализационных доходов.
В целом все доводы, изложенные в кассационной жалобе СОРАН относительно начисления налога на прибыль, фактически направлены на переоценку выводов суда относительно обстоятельств по данному делу, которым судом на основе полного и всестороннего исследования доказательств, представленных сторонами, дана правильная оценка. Основания для переоценки данных выводов у суда кассационной инстанции в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 15.02.2007 и постановление апелляционной инстанции от 14.05.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-17833/2006-41502 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п.1 ст.321.1 НК РФ налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых по смете доходов и расходов бюджетного учреждения, и получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и за счет иных источников.
ИФНС привлекла организацию к ответственности за неуплату налога на прибыль в связи с тем, что в составе доходов от коммерческой деятельности она не учла суммы от сдачи в аренду имущества, находящегося в ее оперативном управлении.
По мнению организации, арендные платежи от сдачи имущества, находящегося в оперативном управлении, относятся к средствам целевого финансирования, поэтому, не облагаются налогом на прибыль.
Как указал суд, налоговая база бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, налога с продаж и акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Иными источниками (доходами) от коммерческой деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационные доходы.
Пунктом 4 ст.250 НК РФ арендные платежи отнесены к внереализационным доходам организаций.
Таким образом, указанные суммы не могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и должны быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в качестве внереализационных доходов.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 августа 2007 г. N Ф04-5359/2007(37005-А45-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании