Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 16 августа 2007 г. N Ф04-5433/2007(37137-А81-37)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Техмонтаж" (далее - ООО "Техмонтаж", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - налоговый орган, Инспекция) о признании незаконными действий по списанию денежных средств с расчетного счета Общества по решению от 05.12.2006 N 1580.
Решением от 13.03.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.05.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, требования Общества удовлетворены.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции, так как считает, что данные судебные акты приняты по неполно выясненным обстоятельствам, и судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Отзыв на кассационную жалобу в нарушение статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не поступил.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 13.09.2006 по делу N А27-7605/2004-4 ООО "Техмонтаж" признано банкротом и в отношении него введена процедура конкурсного производства сроком на один год.
Инспекцией было выставлено требование об уплате налога от 16.11.2006 N 2962, согласно которому обществу в срок до 21.11.2006 надлежало уплатить единый социальный налог в сумме 197226,06 руб. за 3 квартал 2006 года, а также пени в общей сумме 20971 руб. в том числе: по данному налогу, по налогу на добавленную стоимость, по транспортному налогу, по налогу на имущество предприятий.
Налоговым органом вынесено решение от 05.12.2006 N 1580 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Инкассовыми поручениями NN 5918, 5919, 5921, 5923 со счета заявителя были списаны денежные средства в сумме 199196,24 руб.
Несогласие с данными действиями налогового органа послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд.
Арбитражный суд, удовлетворяя заявленные требования, исходил из положений Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ), согласно которому требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника. Установив, что обязательства по уплате налогов возникли у общества после принятия арбитражным судом заявления о признании общества банкротом, суд сделал вывод, что вопрос о взыскании с общества данной суммы должен решаться конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
Данный вывод арбитражного суда является правильным, основанным на нормах материального права и фактических обстоятельствах.
Статьей 5 ФЗ от 26.10.2002 N 127-ФЗ определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.
Требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (пункт 1 статьи 134 Закона о банкротстве), однако в силу специального указания пункта 4 статьи 142 этого Закона требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
Таким образом, как правильно указал суд, поскольку задолженность по уплате налога возникла у заявителя после принятия арбитражным судом заявления о признании общества банкротом, вопрос о взыскании с Общества налога должен решаться не налоговым органом в безакцептном порядке, а самим конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.
С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2004 N 29 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.08.2005 N 2573/05, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о том, что, взыскивая с предприятия, признанного несостоятельным (банкротом), задолженность по налогам в порядке, предусмотренном статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган нарушает принципы очередности и пропорциональности удовлетворения требований кредиторов, установленные Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на налоговый орган возлагается обязанность по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в суде кассационной инстанции в сумме 1000 руб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 13.03.2007 и постановление апелляционной инстанции от 16.05.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-5449/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Губкинскому Ямало-Ненецкого автономного округа государственную пошлину в сумме 1000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 августа 2007 г. N Ф04-5433/2007(37137-А81-37)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании