Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 5 сентября 2007 г. N Ф04-6832/2006(37827-А81-15)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Надымгазпром" (далее - ООО "Надымгазпром") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - налоговый орган) о признании недействительными решений от 23.09.2005 NN 754, 755, 756, 758, 759, 760.
Определением от 20.03.2006 дела N А81-35/06, 36/06, 37/06, 38/06, 39/06, 40/06 о признании оспариваемых решений налогового органа объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Решением от 21.03.2006 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленного без изменения постановлением апелляционной инстанции от 05.07.2006, заявленные требования удовлетворены в отношении автомобилей ГАЗ 33021 Фургоны, УАЗ 3909 Специальные, УАЗ 26069 Спец пассажирское. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.10.2006 судебные акты отменены в части признания недействительным решения налогового органа от 23.09.2005 N 757, в связи с тем, что оно не обжаловалось налогоплательщиком. Вместе с тем, судом не рассмотрены требования заявителя о признании недействительны!1 решения налогового органа N 755, в связи с чем дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда для разрешения требований ООО "Надымгазпром" о признании недействительным решения налогового органа от 23.09.2005 N 755. В остальной части судебные акты оставлены без изменения.
Решением от 21.02.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа требования заявителя о признании недействительным решения налогового органа от 23.09.2005 N 755 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в отношении исчисления транспортного налога по автомобилям УАЗ 3909 с регистрационными номерами - Н048АК89, Н046АК89, Н638АК89, А052АК89 и УАЗ 3303 с регистрационным номером В052АА89 удовлетворены. В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 10.05.2007 решение суда от 21.02.2007 изменено, признано недействительным решение налогового органа от 23.09.2005 N 755 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в отношении исчисления транспортного налога по автомобилям марки УАЗ 3909 с регистрационными номерами - Н049АК89, Н048АК89, Н046АК89, Н638АК89, А052АК89 и УАЗ 3303 с регистрационным номером В052АА89, как несоответствующее нормам Налогового кодекса Российской Федерации и Закону Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.11.2002 N 61-3АО.
В кассационной жалобе налоговый орган просит отменить судебные акты в связи с нарушением норм материального и процессуального права. По мнению налогового органа, транспортные средства марки УАЗ-3909 относятся к грузовым специальным автомобилям, с полной максимальной массой свыше 2 и до 8 тонн, транспортные средства УАЗ-3303 относятся к грузовым автомобилям, с полной максимальной массой свыше 2 до 8 тонн. Просит принять по делу новый судебный акт.
ООО "Надымгазпром" считает доводы жалобы несостоятельными, а судебные акты - законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, ООО "Надымгазпром" 12.07.2005 в налоговый орган по мету нахождения филиала "Медвеженское газопромысловое управление", представлена налоговая декларация по транспортному налогу за 2005 год в отношении транспортных средств УАЗ 3909, УАЗ 3303.
По результатам камеральной проверки указанной налоговой декларации налоговым органом принято решение от 23.09.2005 N 755 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением ООО "Надымгазпром" доначислен транспортный налог.
Основанием для доначисления транспортного налога послужило неправомерное, по мнению налогового органа, применение налогоплательщиком к указанным выше транспортным средствам ставки в размере 5 руб. с каждой лошадиной силы.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Надымгазпром" оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд обеих инстанций исходил из недоказанности налоговым органом противоправности действий ООО "Надымгазпром" при исчислении и уплате транспортного налога в спорный период при определении типа транспортного средства как легкового автомобиля, поскольку налогоплательщик руководствовался данными, содержащимися в паспортах транспортных средств.
Арбитражный суд кассационной инстанции, соглашаясь с позицией суда, исходит из того, что в соответствии со статьей 20 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, где он введен принятым законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Региональным законом определяются конкретные ставки налога в пределах, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, порядок и сроки его уплаты и форма отчетности. Кроме того, субъект Российской Федерации вправе предусмотреть льготы по уплате этого налога и основания для их применения.
Плательщиками транспортного налога согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации признаются физические лица и организации, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Порядок определения налоговой базы в отношении транспортного средства установлен статьей 359 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 360 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год.
В соответствии с положениями статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортного средства, а также с учетом срока полезного использования.
Судом установлено, что транспортный налог на территории Ямало-Ненецкого автономного округа установлен и введен в действие Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 21.11.2002 N 61-ЗАО "О ставках транспортного налога на территории Ямало-Ненецкого автономного округа", который предусматривает ставки транспортного налога в зависимости от типа транспортного средства отдельно для легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей, а также иных транспортных средств.
Статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что объектом налогообложения транспортным налогом признаются, в том числе, автомобили, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу данной статьи регистрация транспортного средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке является важным условием установления наличия объекта налогообложения и его качественного определения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения ГИБДД и органы государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в РФ (органы гостехнадзора).
Тип транспортного средства определяется в паспорте транспортного средства (ПТС).
В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 N 477 "О введении паспортов транспортных средств" паспорт транспортного средства представляет собой документ, действующий на всей территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении.
Согласно постановлению Госстандарта Российской Федерации от 01.04.1998 N 19 "О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов" паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей.
Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие "одобрения типа транспортного средства".
Приказом МВД РФ, ГТК РФ, Госстандарта РФ от 30.06.1997 N 399/388/195 "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 N 1445" утверждено Положение о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств, действующее в период выдачи налогоплательщику паспортов транспортных средств.
В соответствии с пунктом 2.1.1 Положения о паспортах транспортных средств и шасси транспортных средств при выдаче паспортов организациями-изготовителями, таможенными органами, подразделениями Госавтоинспекции заполняется раздел паспорта, содержащий идентификационные и технические характеристики транспортного средства и (или) шасси, сведения об организации-изготовителе, о наличии одобрения типа транспортного средства или заключения на шасси, а также данные о собственнике транспортного средства и (или) шасси и организации, выдавшей паспорт.
Тип транспортного средства может подразделяться не только на легковые, грузовые автомобили, автобусы, но также на специальный, специальный пассажирский и т.д.
Судом установлено на основании представленных в материалы дела паспортов транспортных средств (ПТС), что перечисленные в решении транспортные средства УАЗ 3909 с регистрационными номерами - Н049АК89, Н048АК89, Н046АК89, Н638АК89, А052АК89 и УАЗ 3303 с регистрационным номером В052АА89 не относятся к грузовым автомобилям. В ПТС перечисленных автомобилей указана категория "В" тип - "специальная".
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Следовательно, в подтверждение своих доводов лица, участвующие в деле, правомочны представлять в качестве доказательств обстоятельств, имеющих значение для дела, основанные на нормах права и достоверных фактах заключения правомочных организаций, в том числе и организаций, наделенных полномочиями по сертификации транспортных средств и по определению типа транспортных средств.
В материалах дела имеется информация по автомобилям семейства УАЗ завода изготовителя ОАО "Ульяновский автомобильный завод" (л.д. 29 т. 1), выданная по запросу налогового органа, согласно которой транспортное средство, обозначение которого начинается (применительно к настоящему спору) с 3909, 3303 должны быть отнесены к грузовым автомобилям.
Иных доказательств, подтверждающих тип транспортного средства, в материалы дела не представлено.
Довод налогового органа о том, что спорные транспортные средства классифицируются как "грузовой-специальный" не нашел своего подтверждения, в связи с чем отклоняется кассационной инстанцией.
Учитывая, что на основании представленных в материалы дела паспортов транспортных средств невозможно отнести транспортные средства марки УАЗ 3303 к конкретному виду транспортного средства, поскольку в ПТС тип транспортного средства указан как "специальная", без указания информации о том, что вышеуказанные автомобили относятся к легковым, автобусам или грузовым, кассационная инстанция, исходя из конкретных обстоятельств данного дела и представленных в материалы дела доказательств, учитывая пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которого все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, считает выводы суда о правильном применении ставки транспортного налога по названным транспортным средствам из расчета 5 руб. с каждой лошадиной силы как с легкового транспортного средства обоснованными.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает вывод суда об удовлетворении заявленных требований ООО "Надымгазпром" о признании недействительным решения налогового органа от 23.09.2005 N 755 об отказе в привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения в отношении исчисления транспортного налога по автомобилям марки УАЗ 3909 с регистрационными номерами - Н049АК89, Н048АК89, Н046АК89, Н638АК89, А052 \К89 и УАЗ 3303 с регистрационным номером В052АА89, обоснованным.
Учитывая, что определением кассационной инстанции от 30.07.2007 инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа при принятии кассационной жалобы была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до разрешения жалобы по существу, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Исполнительный лист в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 10.05.2007 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-40/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Надыму Ямало-Ненецкого автономного округа в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст.361 НК РФ налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, валовой вместимости, категории транспортного средства, а также с учетом срока полезного использования.
По мнению ИФНС, транспортные средства марки УАЗ-3909 относятся к грузовым специальным автомобилям, с полной максимальной массой свыше 2 и до 8 тонн, транспортные средства УАЗ-3303 относятся к грузовым автомобилям, с полной максимальной массой свыше 2 до 8 тонн.
Как установил суд, региональным законом предусмотрена зависимость ставки транспортного налога от типа транспортного средства: отдельно для легковых автомобилей, автобусов, грузовых автомобилей, а также иных транспортных средств.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.05.1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" ПТС представляет собой документ, действующий на всей территории РФ для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации и участию в дорожном движении. В ПТС определяется тип транспортного средства, который может подразделяться не только на легковые, грузовые автомобили, автобусы, но также на специальный, специальный пассажирский и т.д.
Как установил суд, в ПТС на спорные транспортные средства УАЗ 3909 и УАЗ 3303 указана их категория "В" и тип - "специальная".
Согласно представленной ИФНС информации по автомобилям семейства УАЗ, выданной заводом-изготовителем, транспортное средство, обозначение которого начинается (применительно к настоящему спору) с 3909, 3303 должно быть отнесено к грузовым автомобилям.
Как указал суд, на основании представленных ПТС невозможно отнести спорные транспортные средства к конкретному виду транспортного средства, поскольку в ПТС тип транспортного средства указан как "специальная", без указания информации о том, что вышеуказанные автомобили относятся к легковым, автобусам или грузовым.
Поэтому, учитывая положения п.7 ст.3 НК РФ, организация правомерно применила налоговую ставку, предусмотренную для легковых автомобилей.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 5 сентября 2007 г. N Ф04-6832/2006(37827-А81-15)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании