Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 сентября 2007 г. N Ф04-6143/2007(37953-А46-13)
(извлечение)
ЗАО "Русфинтех" обратилось с иском к открытому акционерному обществу (ОАО) территориальный проектный институт "Омскгражданпроект" о признании незаконным решения общего собрания акционеров, принятого на годовом общем собрании акционеров 26.04.2006, о распределении прибыли и убытков ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" по результатам 2005 года (вопрос N 2 повестки дня) в части направления отчислений в размере 18124 тыс. руб. в фонд социальной сферы.
Исковые требования мотивированы тем, что Федеральным законом от 26.12.1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" не предусмотрено создание такого фонда. Решение общего собрания по данному вопросу принято с превышением своих полномочий.
Решением от 05.02.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.05.2007, в удовлетворении иска отказано.
Суд пришел к выводу о соответствии Закону об акционерных обществах принятого решения об отчислении денежных средств в фонд социальной сферы.
С принятыми судебными актами не согласно ЗАО "Русфинтех".
В кассационной жалобе настаивает на том, что в уставе ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" не содержится сведений о фонде социальной сферы, формирование которого может быть предусмотрено только уставом акционерного общества.
По мнению заявителя, суд необоснованно в качестве подтверждения факта создания и наличия указанного фонда у общества принял во внимание представленное положение о фонде социальной сферы, поскольку суд не исследовал вопрос о законности самого решения о создании данного фонда советом директоров ОАО ТПИ "Омскгражданпроект".
Просит судебные акты отменить и удовлетворить исковые требования.
Изучив обстоятельства дела и рассмотрев доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, в соответствии с пунктами 18, 14.2, 14 устава ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" советом директоров ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" были даны рекомендации общему собранию акционеров общества по распределению прибыли и убытков общества по результатам 2005 финансового года, в которых предложено из чистой прибыли общества направить отчисления в размере 18124 тыс. руб. в фонд социальной сферы.
На годовом общем собрании акционеров ОАО ТПИ "Омскгражданпроект", проведенном 26.04.2006 г., было принято решение утвердить годовые отчеты, годовую бухгалтерскую отчетность, в том числе отчеты о прибылях и убытках (счетов прибылей и убытков), а также распределение прибыли и убытков ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" по результатам 2005 года (вопрос N 2 повестки дня собрания), в том числе в части направления отчислений в размере 18124 руб. в фонд социальной сферы.
Считая, что решение общего собрания акционеров о распределении прибыли в части направления 18124 тыс. руб. в фонд социальной сферы принято с нарушением требований Закона об акционерных обществах, ЗАО "Русфинтех" обратилось с настоящим иском.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 35 Закона об акционерных обществах в обществе создается резервный фонд, предназначенный для покрытия убытков общества, а также для погашения облигаций общества и выкупа акций общества в случае отсутствия иных средств, а уставом общества может быть предусмотрено формирование из чистой прибыли специального фонда акционирования работников общества. Его средства расходуются исключительно на приобретение акций общества, продаваемых акционерами этого общества, для последующего размещения его работникам.
Исходя из анализа действующего корпоративного законодательства (статьи 35, 42, 65 закона об акционерных обществах) и положений правовых актов федеральных органов исполнительной власти в области бухгалтерского учета и регулирования рынка ценных бумаг, суд обоснованно пришел к выводу о том, что законодательство не содержит запрета на создание в акционерном обществе иных фондов.
Иные возможно создаваемые в акционерном обществе виды фондов (фонд накопления, резервный фонд, фонд социальной сферы, фонд потребления и др.), источники их образования и пополнения, порядок расходования могут быть определены в учредительных документах, в особых положениях о фондах, разрабатываемых и принимаемых самими организациями.
В качестве подтверждения создания и существования фонда у ОАО ТПИ "Омскгражданпроект" суд правомерно принял во внимание представленное положение о фонде социальной сферы, утвержденное решением совета директоров общества от 20.08.1996 (редакция N 2).
Довод ЗАО "Русфинтех" о том, что вопросы создания любых фондов в акционерном обществе могут регулироваться только уставом общества, а не иными внутренними документами общества, в том числе положением о фонде, является несостоятельным. Законом об акционерных обществах не предусмотрено, что вопрос создания в акционерном обществе фонда социальной сферы должен содержаться в уставе общества.
Ссылка заявителя жалобы на неисследование судом вопроса о законности создания обществом самого фонда, не может быть принята во внимание. Данное требование по сути имеет самостоятельный предмет и основание, которые не заявлялись истцом по настоящему иску.
Пункт 12 статьи 65 Закона об акционерных обществах относит к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) использование резервного фонда и иных фондов общества. Статьей 48 Закона об акционерных обществах утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности, в том числе отчетов о прибылях и об убытках (счетов прибылей и убытков) общества, а также распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) и убытков общества по результатам финансового года, находится в компетенции общего собрания акционеров.
Следовательно, рекомендации совета директоров общества по распределению прибыли и убытков общества по результатам 2005 года и, в частности, о направлении отчислений в размере 18124 тыс. руб. в фонд социальной сферы, утвержденные в последующем общим собранием акционеров ОАО ТПИ "Омскгражданпроект", приняты в пределах компетенций органов акционерного общества.
С учетом изложенного кассационная инстанция считает, что судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, оснований для их отмены не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
решение от 05.02.2007 и постановление апелляционной инстанции от 14.05.2007 по делу N А46-17444/2006 Арбитражного суда Омской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 сентября 2007 г. N Ф04-6143/2007(37953-А46-13)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании