Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Чемерисовой О.В.
судей Шабанова С.Г, Алексеева Д.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 1 августа 2024 года кассационную жалобу ФИО7 (далее - ФИО8.) на решение Оренбургского областного суда от 23 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2024 года по административному делу N 3а-755/2023 по административному иску ФИО9 к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействующим пункта 721 Приложения к Распоряжению Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 15 декабря 2022 года N2816-р "Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2023 года налоговая база определяется, как кадастровая стоимость".
Заслушав доклад судьи Чемерисовой О.В, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Макарова Е.Н, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО10 обратился в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 721 приложения к распоряжению Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 15 декабря 2022 года N 2816 - р "Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2023 года налоговая база определяется, как кадастровая стоимость".
Административные требования мотивированы тем, что распоряжением Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 15 декабря 2022 года N2816р "Об утверждении перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год" (далее также - Распоряжение от 15 декабря 2022 года N2816р), размещенным на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и опубликованным на портале официального опубликования нормативных правовых актов Оренбургской области и органов исполнительной власти Оренбургской области http://www.pravo.orb.ru, утвержден Перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2023 год (далее также - Перечень на 2023 год).
В пункт 721 Перечня на 2023 год в качестве объекта недвижимого имущества, в отношении которого налоговая база определяется как кадастровая стоимость, было включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес" (далее также - спорный объект недвижимости спорное нежилое помещение с кадастровым номером N).
Нежилое помещение с кадастровым номером N, принадлежащее на праве собственности ФИО11. не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку в соответствии со сведениями ЕГРН и документами технического учета наименование и назначение спорного объекта недвижимости не может быть признано безусловно определенным в целях применения положения пункта 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, прямо не предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и объектов бытового обслуживания; включение названного объекта недвижимости в Перечень влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая его права и законные интересы.
Решением Оренбургского областного суда от 23 октября 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2024 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО12 к Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области о признании недействующим пункта 721 Приложения к распоряжению Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от 15 декабря 2022 года N2816 - р "Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых на налоговый период 2023 года налоговая база определяется, как кадастровая стоимость" отказано.
В кассационной жалобе, поданной через суд первой инстанции в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как постановленных при неправильном применении норм действующего законодательства.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Проверив материалы административного дела, выслушав заключение прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций по настоящему административному делу не допущено.
Так, в соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица являются налогоплательщиками налога на находящееся у них в собственности имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, которая к таковому относит, в том числе единый недвижимый комплекс и иные здания, строение, сооружение, помещение (подпункты 4 и 6 пункта 1 названной статьи).
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении такого вида недвижимого имущества, как административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1) и нежилые помещения (подпункт 2 пункта 1).
В силу положений подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях поименованной статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Частью 2 статьи 1 Закона Оренбургской области от 27 ноября 2003 года N 613/70-111-03 "О налоге на имущество организаций" определено, что налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них общей площадью свыше 1 000 кв. м, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек;
нежилые помещения общей площадью свыше 1 000 кв. м, расположенные на территориях городских округов с численностью населения более 70 тысяч человек, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды нижестоящих инстанций, оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, руководствуясь вышеизложенными нормами действующего законодательства, обоснованно пришли к выводу о том, что на момент утверждения Перечня на 2023 год, помещение с кадастровым номером N подлежало признанию предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, поскольку наименование/назначение частей данного помещения в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) общей площадью более 20% от общей площади спорного объекта недвижимости предусматривало размещение торговых объектов, что является самостоятельным основанием для отнесения спорного нежилого помещения к объектам, соответствующим критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
Судебная коллегия суда кассационной инстанции вопреки позиции подателя жалобы, находит правильными выводы судов нижестоящих инстанций. Утверждения подателя жалобы опровергаются материалами дела, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая оценка, с которой соглашается судебная коллегия.
В целом доводы кассационной жалобы аналогичные позиции административного истца при рассмотрении дела, которая была предметом исследования в суде первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, получили надлежащую оценку в оспариваемых судебных актах, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какой судебный акт должен быть принят при новом рассмотрении административного дела (часть 3 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
На основании изложенного судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что обжалуемые судебные акты приняты судами обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 329 и статьёй 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Оренбургского областного суда от 23 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 февраля 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО13 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объёме изготовлено 13 сентября 2024 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.