Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 сентября 2007 г. N Ф04-5964/2007(37705-А03-43)
(извлечение)
Текст постановления изготовлен в полном объеме 14 сентября 2007 г.
Частное образовательное учреждение "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" (далее по тексту - ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования") обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Октябрьского района г. Барнаула (далее по тексту - Управление), Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула (далее по тексту - Комитет) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нефинансировании части расходов на оплату труда работников учреждения, и обязании профинансировать учреждение на общую сумму 24164152,46 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что в период с 01.02.2005 по 31.12.2006 у ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" образовалась задолженность по выплате заработной плате, а также по уплате страховых взносов во внебюджетные фонды, поскольку от исполнения выплат по заявкам данного юридического лица и уведомлениям казначейства Управление и Комитет отказались.
Решением от 18.04.2007 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 18.06.2006 в удовлетворении заявленных ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" требований отказано.
Принимая решение, суды руководствовались Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому часть 7 статьи 41 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", предоставляющая право на государственное и муниципальное финансирования негосударственных образовательных учреждений в случае реализации общеобразовательных программ, утратила силу с 01.01.2005.
При этом суды первой и апелляционной инстанции ссылаются на ранее принятые судебные акты, вступившие в законную силу, согласно которым указанные в заявлении обстоятельства были предметом рассмотрения в арбитражном суде и которым дана правильная правовая оценка (дела за NN А03-15339/05-11, А03-9522/06-26, А03-12728/06-3 (по номерам регистрации дел в арбитражном суде Алтайского края).
В кассационной жалобе ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленных ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" требований.
По мнению заявителя, суд сделал необоснованный вывод о том, что с 01.01.2005 финансирование негосударственных общеобразовательных учреждений является не обязанностью, а правом органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В отзыве на кассационную жалобу Комитет просит оставить без изменения принятые по делу судебные акты.
Отзыв на кассационную жалобу Управление до начала судебного заседания не представило.
Доводы, изложенные в отзыве на жалобу, были поддержаны представителем Комитета в судебном заседании.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Судом установлено и из материалов дела, что ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" является частным негосударственным образовательным учреждением.
Несмотря на это, денежные средства на финансирование деятельности ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" были предусмотрены в краевом бюджете на 2005-2006.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суды первой инстанции правомерно исходили из того, что с 01.01.2005 пункты 6, 7 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" утратили силу в связи с внесением в них Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" изменений, в результате которых исключено право негосударственных образовательных учреждений на включение их в схему централизованного государственного финансирования.
С указанного в Законе момента финансирование таких учреждений стало правом, а не обязанностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, так как прямое финансирование негосударственных образовательных учреждений за счет средств бюджетов всех уровней действующим в 2005-2006 законодательством не предусмотрено.
В соответствии с Законами Алтайского края "О краевом бюджете на 2005 год" и "О краевом бюджете на 2006 год" были утверждены субвенции, передаваемые бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях в части расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из бюджетов муниципальных районов и городских округов Алтайского края) исходя из нормативов расходов на одного учащегося, определенных на 2005-2006 для общеобразовательных учреждений (для городов) в размере 6188 руб.
Судом установлено, что в 2005-2006 финансирование ЧОУ "Школа Евстафьева" осуществлялось на основании сведений, указанных в заявках на финансирование из краевого бюджета и в соответствии с нормативами, установленными только для общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации.
Таким образом, суды сделали обоснованный вывод о том, что органы местного самоуправления и их должностные лица не устанавливают нормативы финансирования отдельных негосударственных образовательных учреждений.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы в части заявленных требований ЧОУ "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" о признании незаконным бездействия органов местного самоуправления по финансированию расходов по оплате труда работников учреждения и обязании Управление и Комитет профинансировать учреждение на сумму 24164152,46 руб.
Суд кассационной инстанции считает, что судебные инстанции всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, и не допустили нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку выводов суда, и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приняты судом кассационной инстанции.
В связи с тем, что заявителю кассационной жалобы предоставлялась отсрочка по уплате госпошлины, с частного общеобразовательного учреждения "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" подлежит взысканию в доход федерального бюджета госпошлина в размере 1 000 руб. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
Исполнительный лист в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать суду первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289, 290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.04.2007 и постановление суда апелляционной инстанции от 18.06.2007 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-1201/2007-36 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с частного общеобразовательного учреждения "Школа Евстафьева среднего (полного) общего образования" в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 сентября 2007 г. N Ф04-5964/2007(37705-А03-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании