Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 сентября 2007 г. N Ф04-6372/2007(38165-А70-3)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Кречет" (далее - ООО "Кречет", Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тюменской области (далее - Управление) о признании недействительным распоряжения N 779/07 от 05.12.2006 "Об отмене абзаца 3 пункта 1 распоряжения Территориального управления Госкомимущества по Тюменской области от 25.11.2005 N 1662/3".
В порядке части 5 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса РФ прокурор Тюменской области вступил в дело (далее - Прокуратура).
Решением от 02.04.2007 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.06.2007, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Принимая решение, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что земельные участки из земель промышленности и иных земель специального назначения не могут быть использованы для строительства жилья.
В кассационной жалобе ООО "Кречет", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, просит принятые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя, земельный участок с кадастровым номером 42:17:1316002:0022 может быть использован для строительства жилья при условии перевода земельного участка из категории "земли промышленности и иного специального назначения" в категорию "земли поселения".
Общество также указывает на то, что отмена абзаца 3 пункта 1 распоряжения от 25.11.2006 N 1662 фактически приводит к прекращению права пользования предоставленным в аренду земельным участком, чем нарушаются его права и законные интересы.
В отзыве на кассационную жалобу Прокуратура просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Управлением отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Департамента имущественных отношений Тюменской области от 15.12.2004 N 2955/14-3 земельный участок площадью 50000 кв.м с кадастровым номером 72:17:1316002:0016 переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности и иного специального назначения для размещения гаражей в Московском муниципальном образовании Тюменского района, вдоль городской черты г. Тюмени по ул. Широтная, за районом МЖК вдоль коттеджной застройки с восточной стороны.
Распоряжением Управления от 29.04.2005 N 31/з указанный земельный участок внесен в реестр федерального имущества. Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 72 ПК 049654 от 30.06.2005 право собственности на земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией.
Распоряжением Управления от 15.07.2005 N 151/з земельный участок с кадастровым номером 72:17:1316002:0016 предоставлен в аренду ООО "Кречет" для строительства гаражей сроком на три года.
Постановлением главы администрации Московского муниципального образования от 20.09.2005 N 949 земельный участок с кадастровым номером 72:17:1316002:0016 разделен на два земельных участка: площадью 27000 кв.м. с кадастровым номером 72:17:1316002:0016:0021 - для размещения гаражей; площадью 23000 кв.м. с кадастровым номером 72:17:1316002:0016:0022 - для строительства жилого комплекса.
Распоряжением Управления от 25.11.2005 N 1662/з в распоряжение от 15.07.2005 N 151/з внесены изменения, согласно которым Обществу предоставлен в аренду для размещения гаражей земельный участок площадью 27000 кв.м. с кадастровым номером 72:17:13 16002:0016:0021 (абзац 2 пункта 1) и для строительства жилого комплекса земельный участок площадью 23000 кв.м с кадастровым номером 72:17:1316 002:0016:0022 (абзац 3 пункта 1).
Распоряжением Управления от 05.12.2006 N 779/07 абзац 3 пункта 1 распоряжения от 25.11.2005 N 1662/з отменен. Основанием для отмены послужил протест прокурора Тюменской области от 20.11.2006 N 7-41-06.
В протесте указано, что земельный участок площадью 23 000 кв.м. с кадастровым номером 72:17:1316002:0016:0022 относится к категории земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения, в связи с чем его предоставление для строительства жилого комплекса противоречит требованиям пункту 8 статьи 1 и статьям 87-93 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ).
Не согласившись с распоряжением Управления от 05.12.2006 N 779/07, ООО "Кречет" обратилось в арбитражный суд с заявлением о его отмене.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые и обжалуемые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 8 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В силу статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером 72:17:1316002:0016:0022, предоставленный ООО "Кречет" для жилищного строительства, сформирован при разделении земельного участка с кадастровым номером 2:17:1316002:0016 из земель промышленности и иного специального назначения, первоначально представленного заявителю для строительства гаражей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 87 ЗК РФ (в редакции, действовавшей в период издания оспариваемого распоряжения) землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за чертой поселений и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - земли промышленности и иного специального назначения). Земли промышленности и иного специального назначения в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса составляют самостоятельную категорию земель Российской Федерации.
Пунктом 2 названной статьи определено, что особенности правового режима этих земель устанавливаются статьями 88-93 настоящего Кодекса и учитываются при проведении зонирования территорий.
Анализ статей 88-93 ЗК РФ свидетельствует о том, что разрешенное использование данной категории земель направлено на обеспечение деятельности предприятий и организаций в указанных областях и для осуществления иных специальных задач. При этом возможность их использования для жилищного строительства не предусмотрена.
Как правильно указал суд первой инстанции, в силу статей 84 и 85 ЗК РФ для индивидуальной, малоэтажной смешанной, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки предназначены земельные участки в составе жилых зон. Жилые зоны относятся к таковым в соответствии с градостроительными документами и располагаются в границах земель поселений.
Таким образом, земельные участки из земель промышленности и иного специального назначения не могут быть использованы для строительства жилья без перевода их в соответствующую категорию в установленном законом порядке.
На основании вышеизложенного вывод арбитражного суда о том, что разрешенное распоряжением Управления использование земельного участка с кадастровым номером 72:17:1316002:0016:0022, предоставленного в аренду Обществу, противоречит целевому назначению категории земель, из которых участок предоставлен, является обоснованным.
Доводы ООО "Кречет" о правомерности изменения Управлением в распоряжении от 25.11.2005 N 1662/з разрешенного использования предоставленного земельного участка в силу статьи 7 ЗК РФ и статьи 37 Градостроительного кодекса РФ, несостоятельны.
Пунктом 2 статьей 7 ЗК РФ установлено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Толкование статьи 7 и иных положений Земельного кодекса РФ свидетельствует о том, что возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков ограничена законодателем видами использования, предусмотренными зонированием территорий, которое в свою очередь, осуществляется в рамках определенной категории земель. При этом собственники земельных участков и землепользователи не имеют права изменять целевое назначение земельного участка и его категорию.
Перевод земель, находящихся в федеральной собственности, из одной категории в другую в силу статьи 8 ЗК РФ осуществляется Правительством РФ.
Таким образом, нарушение Управлением указанных выше норм закона при издании распоряжения от 25.11.2005 N 1662/з послужило основанием для принесения Прокурором протеста с требованием об отмене незаконного нормативного правового акта. Судом апелляционной инстанции сделан обоснованный вывод о том, что распоряжение N 779/07 от 05.12.2006 было принято во исполнение протеста прокурора и является фактом признания приведенных в протесте доводов относительно несоответствия закону абзаца 3 пункта 1 распоряжения от 25.11.2005 N 1662/з, в связи с чем последнее нельзя признать немотивированным.
Ссылки Общества на решение Тюменской городской думы от 30.05.2006 N 382 "О генеральном плане города Тюмени", в соответствии с которым спорный земельный участок оказался в черте города, не могут быть приняты во внимание, поскольку данный нормативный правовой акт издан после вынесения Управлением распоряжения от 25.11.2005 N 1662/з.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, если в ходе рассмотрения дела будет установлено, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В данном случае оспариваемое ООО "Кречет" распоряжение, напротив издано Управлением в соответствии с законом.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемых судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 02.04.2007 Арбитражного суда Тюменской области и постановление апелляционной инстанции от 05.06.2007 по делу N А70-499/25-2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 сентября 2007 г. N Ф04-6372/2007(38165-А70-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании