Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 сентября 2007 г. N Ф04-6586/2007(38453-А70-23)
(извлечение)
Общественная организация Тобольское городское объединение многодетных и малообеспеченных женщин "Тоболячка" (далее - ГОММЖ "Тоболячка") обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Тюменской области (далее - инспекция) об отмене и признании незаконным постановления N 17-21/73 от 25.04.2007 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 руб.
Решением суда первой инстанции от 13.06.2007 заявление ГОММЖ "Тоболячка" удовлетворено, постановление инспекции N 17-21/73 от 25.04.2007 признано незаконным и отменено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебный акт суда первой инстанции и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявления ГОММЖ "Тоболячка".
По мнению налогового органа, ГОММЖ "Тоболячка" правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за принятие от предпринимателя М. наличных денежных средств за аренду помещения без применения контрольно-кассовой техники, ГОММЖ "Тоболячка" представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы инспекции и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно материалов дела, инспекцией в ходе проведения проверки соблюдения Закона Российской Федерации N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов с использованием платежных карт" установлено, что в офисе ГОММЖ "Тоболячка", расположенном по адресу: г. Тобольск, 4 микрорайон, строение 85, наличные денежные расчеты за аренду помещения осуществлялись по приходным кассовым ордерам N 64 от 12.03.2007 на сумму 1000 руб. и от 14.03.2007 на сумму 2000 руб. без применения ККМ, о чем составлен акт N 016747от 16.03.2007.
По результатам проверки инспекцией составлен протокол N 020086/73 от 17.04.2007 об административном правонарушении и вынесено постановление N 17-21/73 от 25.04.2007 о привлечении ГОММЖ "Тоболячка" к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Основанием для назначения административного наказания послужил вывод налогового органа о нарушении ГОММЖ "Тоболячка" требований пункта 1 статьи 2, статьи 5 Закона Российской Федерации N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов с использованием платежных карт".
Не согласившись с указанным постановлением налогового органа, ГОММЖ "Тоболячка" обратилось в арбитражный суд с заявлением об его отмене и признании незаконным.
Принимая судебный акт об удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции исходил из того, что согласно статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот до четырехсот минимальных размеров оплаты труда.
Статьями 2, 4 и 5 Закона Российской Федерации N 54-ФЗ от 22.05.2003 "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов с использованием платежных карт" установлено, что контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Организации (за исключением кредитива организаций) и индивидуальные предпринимателю, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.
Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин" до момента издания Правительством Российской Федерации указанных нормативных правовых актов использование организациями и индивидуальными предпринимателями приравниваемых к чекам документов строгой отчетности по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам, не является основанием для возложения на них ответственности за неприменение контрольно-кассовых машин.
Пунктом 1.1 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 18 августа 1998 года "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (в редакции от 03.05.2000), утверждена по согласованию с Минфином России унифицированная форма N КО-1 "Приходный кассовый ордер".
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 05.12.2006 N 743) формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности в соответствии с Положением, предусмотренным настоящим постановлением, но не позднее 1 сентября 2007 года.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что ГОММЖ "Тоболячка" принимала наличные денежные средства от физического лица М., по договору субаренды от 1 ноября 2006 года путем оформления приходно-кассовых ордеров установленной унифицированной формы N КО-1 (от 12.03.2007 N 64 на сумму 1000 руб. и от 14.03.2007 на сумму 2000 руб.).
Таким образом, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии в действиях ГОММЖ "Тоболячка" состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление инспекции N 17-21/73 от 25.04.2007.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда не противоречат названным нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 13.06.2007 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-2731/8-2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 сентября 2007 г. N Ф04-6586/2007(38453-А70-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании