Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 3 октября 2007 г. N Ф04-6909/2007(38935-А70-14)
(извлечение)
Главное управление Центрального Банка России по Тюменской области (далее - ГУ Центрального Банка России по Тюменской области, Банк) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к государственному учреждению - Тюменское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - (ГУ ТРОФСС) о признании недействительными решения N 375 от 07.11.2006 о привлечении к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также требования N 331 от 20.11.2006 об уплате недоимки по страховым взносам (требования уточнены в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением от 09.04.2007 Арбитражного суда Тюменской области заявленные требования удовлетворены.
Постановлением от 09.07.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ГУ ТРОФСС просит решение и постановление апелляционного суда по делу отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выплаченные в пользу работников материальная помощь и доплаты к пособиям по временной нетрудоспособности, являются элементами оплаты труда, следовательно, на них должны начисляться страховые взносы по социальному страхованию и эти выплаты должны включаться в средний заработок при исчислении пособий по государственному социальному страхованию. Кроме того, перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования, не содержит указания на выплачиваемые суммы материальной помощи и доплаты к пособиям.
В судебном заседании представитель ГУ ТРОФСС поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу ГУ Центрального Банка России по Тюменской области и его представители в судебном заседании просили принятые судебные акты оставить без изменения, считая их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции проверив в порядке статьей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон в судебном заседании, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной проверки ГУ Центрального Банка России по Тюменской области по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и расходования этих средств за период с 01.01.2004 по 30.06.2006, Тюменским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации составлен акт N 1539 н/с от 13.10.2006, на основании которого принято решение N 375 от 07.11.2006 о привлечении Банка к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в виде взыскания штрафа.
В ходе проверки установлено занижение базы для начисления страховых взносов в результате не включения в нее сумм дохода работников в июне, июле 2004 года (долевое участие в строительстве квартир) и доплат до среднего заработка по пособиям по временной нетрудоспособности в июне 2006 года.
Не согласившись с указанными решением и требованием, ГУ Центрального Банка России по Тюменской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, арбитражный суд исходил из того, что расходование средств на улучшение жилищных условий служащих Банка, а также доплаты к пособиям по временной нетрудоспособности сверх установленного размера до среднего заработка за полный календарный месяц, производимых за счет средств Социального фонда Банка России, не подпадают под определение оплаты труда.
Кассационная инстанция, поддерживая выводы суда, отклоняет доводы кассационной жалобы, при этом исходит из установленных обстоятельств дела и следующих норм права.
Статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" определено, что под страховым взносом понимается обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику, а под страховым тарифом - ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных лиц.
В соответствии с пунктом 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184, страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников.
В статье 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" предусмотрено, что расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов по указанному виду социального страхования являются выплаты, начисленные работнику за выполнение работы как за определенный трудовой результат, а не любые доходы, полученные работником.
Факт наличия трудовых отношений между предприятием и работниками сам по себе не является основанием для начисления страховых взносов на спорные выплаты.
В связи с этим является правильным вывод суда о том, что средства на улучшение жилищных условий служащих Банка, а также доплаты к пособиям по временной нетрудоспособности сверх установленного размера не являлись оплатой труда конкретных работников. Более того, данные выплаты осуществлялись не из фонда оплаты труда, а за счет средств Социального фонда Банка России, что также обоснованно учтено судами при принятии судебных актов.
При этом судами обоснованно отклонен довод ГУ КРОФСС об отсутствии данных видов выплат в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.1999 N 765, поскольку указанный Перечень подлежит применению в совокупности с перечисленными выше нормативными актами, в соответствии с которыми объектом для начисления страховых взносов являются выплаты, связанные с оплатой труда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Следовательно, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для привлечения ГУ Центрального Банка России по Тюменской области к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве в результате занижения налогооблагаемой базы на суммы материальной помощи и доплат к пособиям.
Таким образом, судами всесторонне и полно исследовал материалы дела, дана надлежащую правовую оценку всем доказательствам, правильно применены нормы материального права, в связи с чем суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены принятых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 09.04.2007 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 09.07.2007 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-120/14-2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно ст.20 Федерального закона от 16.07.1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" расчетной базой для начисления страховых взносов являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством РФ для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.
По мнению ФСС РФ, материальная помощь для оплаты долевого участия в строительстве квартир и доплаты к пособиям по временной нетрудоспособности являются элементами оплаты труда, следовательно, на них должны начисляться страховые взносы по социальному страхованию и эти выплаты должны включаться в средний заработок при исчислении пособий по государственному социальному страхованию.
Кроме того, указанные выплаты не входят в перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ.
Согласно ст.129 ТК РФ оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работодателем выплат работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами, а также компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты.
Таким образом, основанием для исчисления страховых взносов по указанному виду социального страхования являются выплаты, начисленные работнику за выполнение работы как за определенный трудовой результат, а не любые доходы, полученные работником.
Факт наличия трудовых отношений между предприятием и работниками сам по себе не является основанием для начисления страховых взносов на спорные выплаты.
Кроме того, отсутствие указания на данные выплаты в Перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 г. N 765, не может учитываться отдельно от вышеперечисленных норм и подлежит применению в совокупности с ними.
Как указал суд, материальная помощь на улучшение жилищных условий работников, а также доплаты до размера среднего заработка к пособиям по временной нетрудоспособности не являются оплатой труда, поэтому на них не начисляются страховые взносы по социальному страхованию.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 октября 2007 г. N Ф04-6909/2007(38935-А70-14)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании