Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 октября 2007 г. N Ф04-6988/2007(38975-А27-25)
(извлечение)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по Кемеровской области (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о взыскании с государственного учреждения Кемеровской области "Гурьевский лесхоз" (далее - ГУ КО "Гурьевский лесхоз") суммы НДС за 4 квартал 2003 года - 1 квартал 2005 года в сумме 3407686 руб. и пени за несвоевременную уплату налога в размере 903674,46 руб.
Решением арбитражного суда от 26.04.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 23.07.2007, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУ КО "Гурьевский лесхоз", ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение. Полагает, что выполняемые лесхозом работы по рубке в ходе ухода за лесом, не подлежат обложению НДС в силу подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации.
Представитель налогового органа против доводов кассационной жалобы возражает по основаниям, изложенным в отзыве. Указывая на законность и обоснованность судебных актов, просит оставить их в силе, кассационную жалобу учреждения - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, изучив материалы дела, исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ГУ КО "Гурьевский лесхоз", по результатам которой составлен акт проверки от 19.06.2006 N 28 и вынесено решение от 14.07.2006 N 36 о привлечении к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, выразившееся в необоснованном освобождении от налогообложения операций по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом в результате осуществления рубок промежуточного лесопользования, в виде штрафа в сумме 681537 руб. Также учреждению доначислен НДС в размере 3407686 руб., соответствующие суммы пени по НДС в размере 903674,46 руб.
Неисполнение в добровольном порядке выставленного в адрес ГУ КО "Гурьевский лесхоз" требования о взыскании суммы налога и пени послужило основанием для обращения инспекции в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражный суд, оценив в совокупности фактические обстоятельства дела с имеющимися в материалах дела доказательствами в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что лесхоз осуществлял операции, признаваемые объектами налогообложения, следовательно, является плательщиком НДС. Реализация древесины, полученной от мер ухода за лесом и заготовленной в результате осуществления рубок промежуточного пользования, не может относиться к исключительным полномочиям лесхоза, в связи с чем облагается НДС.
Кассационная инстанция поддерживает выводы суда, в связи с чем отклоняет доводы кассационной жалобы по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками НДС признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Операции, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения, указаны в подпунктах 1 и 2 статьи 146 Кодекса. Подпунктом 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ГУ КО "Гурьевский лесхоз" в соответствии с Положением о лесхозе является юридическим лицом - государственным учреждение, имеет самостоятельный баланс, бюджетный, текущий и иные счета в органах федерального казначейства и банках, осуществляет уход за лесами, в том числе рубки промежуточного пользования, если нет иного исполнителя этих рубок, принимает меры по эффективному воспроизводству лесов, созданию новых лесов.
В данном случае лесхоз в проверяемый период осуществлял операции по реализации товаров (древесины), полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования.
Льготы по НДС предоставлены лесхозам подпунктом 17 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому освобождаются от налогообложения лесные подати, арендная плата за пользование лесным фондом и другие платежи в бюджет за право пользования природными ресурсами. Освобождение от налогообложения реализации товаров, в том числе древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, законодательством не установлено.
При этом арбитражным судом правомерно отмечено, что применение к спорным правоотношениям положений подпункта 4 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации необоснованно, поскольку операции по реализации указанной древесины не относятся к операциям по выполнению работ (оказанию услуг), а также не являются исключительными полномочиями лесхоза, так как в силу статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации данные операции могут выполняться и лесопользователями, в связи с чем пришел к обоснованному выводу о том, что операции по реализации древесины, полученной от мер ухода за лесом и в результате осуществления рубок промежуточного пользования, подлежат налогообложению на общих основаниях.
Таким образом, ГУ КО "Гурьевский лесхоз" обязано было исчислить и перечислить в бюджет НДС в сумме 3407686 руб. в срок, установленный пунктом 4 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации.
В целом доводы кассационной жалобы заявлены без учета выводов суда по делу и направлены на их полную переоценку, оснований к чему кассационная инстанция, в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеет.
В свою очередь выводы арбитражного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны при полном и всестороннем исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и в соответствии с нормами действующего налогового законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
При изложенных обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.04.2007 и постановление апелляционной инстанции от 23.07.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-2600/2007-6 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 октября 2007 г. N Ф04-6988/2007(38975-А27-25)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании