Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 октября 2007 г. N Ф04-7360/2007(39712-А67-3)(39396-А67-3)
(извлечение)
Областное государственное учреждение "Тегульдетский лесхоз" (Далее - ОГУ "Тегульдетский лесхоз") обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ) к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Томской области (далее - Инспекция ФНС РФ) о признании недействительными решений "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" от 27.03.2007 N 163 и N 165 в части начисления штрафа в размере 102 056 руб. и 36 053 руб. соответственно.
Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемые решения приняты без учета наличия смягчающих его ответственность обстоятельств, суммы штрафа подлежат уменьшению в два раза. Кроме того, указывал, что 24.04.2007 в налоговый орган сданы уточненные налоговые декларации по НДС за 1 и 2 кварталы, так как в ранее поданных декларациях были обнаружены ошибки, приведшие к завышению сумм налога, подлежащих уплате, однако Инспекция не согласилась пересчитать сумму штрафа.
Решением от 21.06.2007 Арбитражного суда Томской области требования ОГУ "Тегульдетский лесхоз" удовлетворены.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, а также несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит вынесенный по делу судебный акт отменить и принять новое решение об отказе ОГУ "Тегульдетский лесхоз" в удовлетворении заявленных требований.
Считает, что суд не вправе снизить размер санкций, рассматривая дело о признании недействительным решения налогового органа, если налогоплательщик не обращался к налоговому органу с заявлением о снижении размера штрафных санкций.
Суд при рассмотрении настоящего дела не выяснил, обращался ли налогоплательщик к налоговому органу с заявлением о снижении размера налоговых санкций или нет, однако сделал при этом вывод, что Инспекция ФНС РФ при производстве по делам о налоговых правонарушениях не устанавливала смягчающие ответственность обстоятельства.
ОГУ "Тегульдетский лесхоз" в кассационной жалобе ссылается на то, что уточнения заявленных требований от 21.06.2007, в которых он просил суд уменьшить размеры начисленных штрафов в два раза, были написаны по незнанию о том, что статья 114 Налогового кодекса РФ допускает возможность уменьшения налоговых санкций более, чем в два раза.
Считает, что с учетом наличия смягчающих его ответственность обстоятельств, размер налоговых санкций следовало уменьшить в 10 раз, в связи с чем просит вынесенный по делу судебный акт изменить - признать недействительными решение от 27.03.2007 N 163 в части взыскания налоговых санкций в размере 141 921,36 руб. и решение от 27.03.2007 N 165 в части взыскания налоговых санкций в размере 58 515,36 руб.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационных жалобах, не находит оснований для удовлетворения кассационных жалоб.
Как следует из материалов дела, по результатам камеральных проверок налоговых деклараций по НДС за 1 и 2 кварталы 2006 года, 27.03.2007 Инспекцией ФНС РФ приняты: решение N 163 и N 165, которыми ОГУ "Тегульдетский лесхоз" привлечен к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 119 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 204 111 руб. и в размере 73 106 руб.
Полагая, что указанные решения налогового органа приняты без учета смягчающих его ответственность обстоятельств, что нарушает ее права и законные интересы как налогоплательщика, ОГУ "Тегульдетский лесхоз" обратился в арбитражный суд с заявлением об уменьшении размера начисленных налоговых санкций в два раза и признании их недействительными в соответствующей части.
Удовлетворяя заявленные требования частично, Арбитражный суд Томской области обоснованно уменьшил сумму подлежащего взысканию с налогоплательщика штрафа в связи с наличием смягчающих его ответственность обстоятельств.
Факт совершения вменяемых ОГУ "Тегульдетский лесхоз" правонарушений установлен судом, подтверждается материалами дела и им не оспаривается. Вместе с тем, в заявлении налогоплательщик указывал на наличие смягчающих его ответственность обстоятельств, указав в качестве таковых следующие:
- совершение правонарушения впервые;
- ОГУ "Тегульдетский лесхоз" является добросовестным налогоплательщиком, налоговые декларации по НДС поданы с нарушением срока по вине главного бухгалтера;
- задолженности по НДС у него не имеется, в 2006 году имел право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, но по вине главного бухгалтера необходимые документы не были представлены в налоговый орган;
- на сегодня подтверждающие документы представлены и ОГУ "Тегульдетский лесхоз получило освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС на 2007 год;
- бывший главный бухгалтер привлечена налоговым органом к административной ответственности;
- ОГУ "Тегульдетский лесхоз" является бюджетной организацией, в связи с чем оплата штрафных санкций в полном объеме не позволит выполнить необходимые работы и выплатить в срок заработную плату сотрудникам.
Перечень смягчающих ответственность обстоятельств содержится в пункте 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса РФ судом или налоговым органом в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения, могут быть признаны иные обстоятельства, не указанные в подпунктах 1, 2 и 2.1 пункта 1 названной статьи.
Пунктом 4 статьи 112 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются им при применении налоговых санкций.
Таким образом, право относить те или иные фактические обстоятельства, не предусмотренные прямо статьей 112 НК РФ, к обстоятельствам, смягчающим ответственность налогоплательщика, предоставлено как налоговому органу при производстве по делу о налоговом правонарушении, так и суду при рассмотрении дела.
Доводы Инспекции ФНС РФ о том, что при рассмотрении дела о признании недействительным решения налогового органа суд не вправе снизить размер налоговых санкций, если налогоплательщик не обращался с соответствующим заявлением к налоговому органу, несостоятельны.
Обязанность налогового органа выявлять в ходе рассмотрения материалов проверки обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, закреплена в пункте 5 статьи 101 Налогового кодекса РФ. При этом указанная обязанность не обусловлена законодателем подачей налогоплательщиком в налоговый орган заявления об уменьшении штрафных санкций.
Поскольку, как установлено судом, при вынесении оспариваемых ОГУ "Тегульдетский лесхоз" решений, наличие смягчающих его ответственность обстоятельств Инспекцией ФНС РФ не выяснялось, арбитражный суд правомерно на основании вышеназванных норм признал совершение правонарушения впервые, отсутствие ущерба бюджету и задолженности по НДС обстоятельствами, смягчающим ответственность, и уменьшил размер начисленных налоговых санкций.
Доводы ОГУ "Тегульдетский лесхоз" о том, что размер налоговых санкций следовало уменьшить в десять раз, так как статья 114 Налогового кодекса РФ предусматривает возможность уменьшения сумм штрафа более чем в два раза, не принимаются судом кассационной инстанции исходя из следующего.
Согласно пункту 3 статьи 114 Налогового кодекса РФ при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, законом установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, налоговый орган или суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также требования справедливости и соразмерности, которым согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 15.07.1995 N 11-П, должны отвечать санкции штрафного характера, арбитражный суд, установив смягчающие ответственность налогоплательщика обстоятельства, правомерно снизил размер штрафных санкций в два раза. При этом суд первой инстанции обоснованно исходил из требований заявителя по настоящему делу.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "от 15.07.1999 г."
Учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ пределы компетенции суда кассационной инстанции, правовые основания для переоценки выводов арбитражного суда и уменьшения штрафных санкций в десять раз отсутствуют.
При принятии кассационной жалобы налоговому органу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения кассационной жалобы по существу. В связи с этим на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с Инспекции ФНС РФ подлежит взысканию 1 000 руб. государственной пошлины.
В соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса РФ исполнительный лист на основании судебного акта, принятого арбитражным судом кассационной инстанции, выдается соответствующим арбитражным судом, рассматривавшим дело по первой инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.06.2007 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-2295/2007 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Томской области в доход федерального бюджета 1 000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы. Исполнительный лис выдать Арбитражному суду Томской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 октября 2007 г. N Ф04-7360/2007(39712-А67-3)(39396-А67-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании