Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 24 октября 2007 г. N Ф04-7496/2007(39604-А27-34)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Березовский лесозавод" (далее общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 12 по Кемеровской области (далее - инспекция, налоговый органа), при участии третьего лица Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Березовском (далее Пенсионный фонд) о признании незаконными бездействия налогового органа об отказе провести зачет излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 65 981.27 руб. и об обязании устранить допущенные нарушения путем проведения зачета названной переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии.
Решением от 27.07.2007 Арбитражного суда Кемеровской области заявленные требования удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие инспекции, выразившееся в не проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 64 875 руб.
Обязать инспекцию произвести зачет переплаты в сумме 64 875 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии (КБК 18210202020060000160) в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии (КБК 18210202010060000160).
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, при перечислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии у общества образовалась переплата в сумме 64 875 руб., что подтверждается реестром учета платежей страхователя за 2006 год, протоколом к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 02.03.2007, письмом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Общество 05.04.2007 обратилось в инспекцию с заявлением о зачете излишне уплаченных страховых взносов в сумме 65 891,27 руб. на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии в счет уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии.
Налоговый орган решением от 13.04.2007 N 16-08-12/2526 отказал обществу о зачете переплаты, в связи с тем, что Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательным пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее Закон N 167-ФЗ) не определен уполномоченный орган, который должен производить зачет (возврат) сумм страховых взносов и порядок его проведения.
Не согласившись с данным отказом, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с положениями Закона N 167-ФЗ страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации в виде сумм страховых взносов. Согласно пункту 2 статьи 24 данного Закона сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование считается поступившей с момента зачисления ее на счет соответствующею органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
Коды классификации доходов бюджетов Российской Федерации для зачисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой и накопительной частей пенсии, установлены Федеральным законом от 07.05.2002 N 51-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации Российской Федерации". В соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 26.08.2002 N 03-07-28/63 органы федерального казначейства осуществляют распределение в бюджет разного уровня бюджетной системы Российской Федерации регулирующих доходов по тем кодам бюджетной классификации, которые указал налогоплательщик.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 12.2004 N 116н (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 N 174-ФЗ)) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
При рассмотрении спора арбитражный суд установил, что на 05.04.2007 сумма излишне перечисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии составила 86 701,20 руб. (справка о состоянии расчетов N 33885).
Письмом Пенсионного фонда подтверждается переплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии за 2006 года, против проведения зачета Пенсионный фонд не возражает.
Федеральным законом N 167-ФЗ не установлен порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем к данным правоотношениям применяются положения пунктов 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку администратором поступлений по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемым в Пенсионный фонд на выплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, возврат (зачет) ошибочно уплаченных денежных средств в Пенсионный фонд может осуществляться налоговыми органами в порядке статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, и в данном случае у налогового органа отсутствовали основания для отказа в проведении зачета.
В связи с изложенным, суд правомерно признал недействительным отказ Инспекции и обязал налоговый орган произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов.
Судом исследованы обстоятельства, правильно применены нормы материального и процессуального права. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с налогового органа подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 1 000 руб.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 27.07.2007 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-6094/2007-6 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 12 по Кемеровской области государственную пошлину в размере 1 000 (одна тысяча) рублей в доход федерального бюджета.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 октября 2007 г. N Ф04-7496/2007(39604-А27-34)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании