Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 ноября 2007 г. N Ф04-7831/2007(40042-А46-32)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Газ-Энерго" (далее по тексту ООО "Газ-Энерго") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее по тексту УФАС по Омской области) N 03-10./01-2006 от 04.10.2006.
До принятия судебного акта по настоящему делу УФАС по Омской области заявило встречные требования к ООО "Газ-Энерго" о понуждении к исполнению предписания от 04.10.2006 N 03-10./01-2006 и взыскании в федеральный бюджет 30 960 рублей дохода, полученного в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Определением от 27.03.2007 Арбитражный суд Омской области принял встречное заявление УФАС по Омской области к производству.
Решением от 01.07.2007 Арбитражного суда Омской области в удовлетворении требований ООО "Газ-Энерго" отказано. Встречные требования УФАС по Омской области удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе ООО "Газ-Энерго" просит отменить решение суда первой инстанции по основанию неправильного применения норм материального права и не полного исследования обстоятельств по делу и направить дело на новое рассмотрение.
Отзыва на кассационную жалобу не поступило.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, выслушав представителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что основанием для возбуждения Комиссией УФАС по Омской области 14.09.2006 производства по делу N 03-10.1/01-2006 о недобросовестной конкуренции со стороны ООО "Газ-Энерго" явилось обращение ООО "Центр спортивных развлечений" о взимании ООО "Газ-Энерго" завышенного и не утвержденного в установленном порядке размера платы за транспортировку сточных вод по договору N 97 от 28.01.2005.
Данные обстоятельства явились основанием для принятия контролирующим органом решения N 03-10.1/01-2006 от 04.10.2006 о нарушении ООО "Газ-Энерго" пункта 1 статьи 5 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" и предписания N 03-10.1/01-2006 от 04.10.2006 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства и перечислении в соответствии со статьями 12, 23 Закона Российской Федерации от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее по тексту Закон N 948-1) в доход федерального бюджета незаконного дохода в размере 30 960,0 рублей.
Полагая, что решение УФАС по Омской области N 03-10.1/01-2006 от 04.10.2006 противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы ООО "Газ-Энерго", оно обратилось в арбитражный суд.
УФАС по Омской области в связи с неисполнением ООО "Газ-Энерго" предписания по делу N 03-10.1/01-2006 заявлен встречный иск о понуждении к исполнению предписания от 04.10.2006 N 03-10./01-2006 и взыскании в федеральный бюджет 30 960 рублей дохода, полученного, по его мнению, в результате нарушения антимонопольного законодательства.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд кассационной инстанции исходит из установленных обстоятельств по делу и следующих норм права.
Судом первой инстанции установлено, что в рамках исполнения заключенных в 2005-2006 годах договоров ЗАО "Проликс" передало ООО "Газ-Энерго" в пользование объекты недвижимости: наружные напорные и самотечные канализационные сети, протяженностью 3207,0 п.м., расположенные по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, 182, от КК-1 до КК-50; станцию перекачки канализации - одноэтажное кирпичное здание литера АВ, АВ1, общей площадью 97,7 кв.м., наружные водопроводные сети с насосной станцией 2 подъема, протяженностью 3915,80 п.м., расположенные по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября, 182, от насосной станции до ВК-47.
Между ООО "Газ-Энерго" (исполнитель) и ООО "Центр спортивных развлечений" (абонент) 28.01.2005 заключен договор транспортировки сточных вод N К-97, в соответствии с пунктом 1 которого ООО "Газ-Энерго" транспортирует сточные воды ООО "Центр спортивных развлечений" в объеме согласно расчетов МУП "Водоканал" г. Омска, ежемесячно с использованием оборудования и канализационных сетей, принадлежащих "Исполнителю" на праве аренды.
Пунктом 1.2. стороны договора N К-97 предусмотрели, что транспортировка сточных вод осуществляется ООО "Газ-Энерго" в канализацию от зданий и сооружений ООО "Центр спортивных развлечений" находящихся по адресу: г. Омск, ул. 10 лет Октября 186 согласно выданных условий МУП "Водоканал".
Цена 1 куб.м транспортируемых сточных вод составила 14,50 рублей с учетом НДС (пункт 3.1. договора).
Оказание услуг заявителем в 2005-2006 годах ООО "Центр спортивных развлечений" осуществлялось как субабоненту на основании соглашения N 2 от 16.11.2005 к договору N 13970 от 02.03.2005 на отпуск питьевой воды, прием сточных вод и загрязняющих веществ, подписанного ОАО "ОмскВодоканал", ООО "Газ-Энерго" и ООО "Центр спортивных развлечений", где пунктом 3 стороны согласовали размер установленного лимита водоотведения для нужд ООО "Центр спортивных развлечений", исходя из 1 куб.м разрешенных к сбросу сточных вод по цене - 6,70 рублей.
Счета за оказанные услуги предъявлялись ООО "Газ-Энерго" в 2005-2006 годах субабоненту с указанием цены транспортируемых услуг в размере 14,50 руб. за 1 куб.м. и оплачены ООО "Центр спортивных развлечений" платежными поручениями, представленными в материалы дела.
Оспариваемое заявителем решение УФ АС по Омской области 03-10./01-2006 от 04.10.2006 обосновано незаконным взиманием ООО "Газ-Энерго" платежей за оказание услуг по отводу сточных вод с применением тарифа, не утвержденного в установленном порядке и превышающего допустимый 20% уровень надбавки в 2005 году к действующему, утвержденному тарифу, в силу доминирующего положения на рынке предоставления услуг по отводу сточных вод в границах присоединенных канализационных сетей.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что при определении доминирующего положения ООО "Газ-Энерго" и принятии оспариваемого решения УФАС по Омской области обоснованно руководствовалось нормами Закона N 948-1.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона N 948-1 запрещаются действия (бездействие) хозяйствующего субъекта (группы лиц), занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, в том числе нарушение установленного нормативными актами порядка ценообразования.
Согласно Приказу Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации от 27.10.2003 N 373 установление факта наличия (отсутствия) доминирующего положения является обязательным при рассмотрении дел, связанных с нарушением статьи 5 Закон от 22.03.91 N 948-1. При этом доминирующее положение хозяйствующего субъекта устанавливается на основании оценки его доли рыночного потенциала на рассматриваемом товарном рынке.
Из положений статьи 4 Закона о конкуренции под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов на рынке товара, не имеющего заменителя, либо взаимозаменяемых товаров, дающее ему (им) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке или затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.
Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 процентов и более, за исключением тех случаев" когда хозяйствующий субъект докажет, что, несмотря на превышение указанной величины, его положение на рынке не является доминирующим. Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", вступившим в законную силу с 01.01.2006, органы регулирования субъектов Российской Федерации регулируют тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса, осуществляющих эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, объектов утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, в случае, если потребители, обслуживаемые с использованием этих систем и объектов, находятся в границах нескольких городских округов или нескольких городских, сельских поселений, расположенных на территориях нескольких (одного) муниципальных районов (муниципального района) субъекта Российской Федерации, и потребители каждого из этих муниципальных образований потребляют не более 80 процентов товаров и услуг этой организации коммунального комплекса.
Судом установлено, что заявитель занимал доминирующее положение по транспортировке вод на закрепленном участке.
В связи с тем, что на период с 01.01.2006 уполномоченными органами не были утверждены тарифы на услуги водоотведения, оказываемые ОАО "ОмскВодоканал", заявитель применял ранее установленный тариф в размере 14,50 руб. за куб.м в соответствии с условиями ранее заключенного договора.
Однако основания для применения заявителем тарифа в размере 14,50 руб. за куб.м за оказание услуг по отводу сточных вод у ООО "Газ-Энерго" отсутствовали, поскольку возможность увеличения тарифа законом не была предусмотрена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен" установлен порядок государственного регулирования тарифов на услуги по водоотведению, поэтому применение поставщиком услуги договорной цены за единицу измерения услуги неправомерно.
Доводы ООО "Газ-Энерго" о наличии положительного эффекта, достигаемого за счет взимания с ООО "Центр спортивных развлечений" тарифа в размере 14,50 руб. за куб.м, в силу наличия императивных норм о государственном регулировании размера тарифа правомерно отклонены судом, ввиду их несостоятельности.
При таких обстоятельствах применение ООО "Газ-Энерго" тарифа в размере 14,50 рублей свидетельствует об установлении монопольно высокой цены - цена товара, которая устанавливается занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом и при которой данный хозяйствующий субъект компенсирует либо может компенсировать необоснованные затраты и (или) получает либо может получить прибыль существенно более высокую, чем это может быть в сопоставимых условиях или условиях конкуренции.
В связи с изложенным, выводы суда первой инстанции по делу являются обоснованными, законными, соответствуют обстоятельствам по делу.
Судом требования норм материального и процессуального права соблюдены.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе направлены на переоценку установленных обстоятельств, поэтому на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отклоняются.
По изложенным мотивам, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 284-286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 01.07.2007 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1150/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газ-Энерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 ноября 2007 г. N Ф04-7831/2007(40042-А46-32)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании