Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 4 декабря 2007 г. N Ф04-8026/2007(40286-А45-16)
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Складские Логистические Системы" (далее - ЗАО "СЛС") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее РО ФСФР) об отказе в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
В обоснование заявленных требований ЗАО "СЛС" ссылалось на неправомерный отказ в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг.
Решением, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции, иск удовлетворен.
Суд пришел к выводу о неправомерном отказе РО ФСФР в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
В кассационной жалобе РО ФСФР просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым в иске отказать.
По мнению заявителя, норма пункта 6 статьи 85 ФЗ "Об акционерных обществах" применяется к акционерным обществам после государственной регистрации общества как юридического лица, а статья 9 Закона обязывает учредителей общества принимать решение об избрании органов управления общества и ревизионной комиссии (ревизора) общества на этапе принятия решения о создании общества, то есть до его государственной регистрации.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, в котором просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, полагая правильными выводы суда обо всех обстоятельствах дела.
Проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ЗАО "СЛС" зарегистрировано инспекций Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска 12.12.2006.
27.12.2006 ЗАО "СЛС" направило РО ФСФР пакет документов для государственной регистрации решения о выпуске акций и отчета об итогах выпуска ценных бумаг, размещенных путем их приобретения единственным учредителем закрытого акционерного общества.
Приказом от 19.01.2007 N 80пзи РО ФСФР отказало ЗАО "СЛС" в регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг в связи с нарушением эмитентом требований пункта 2 статьи 9 ФЗ "Об акционерных обществах", абзаца 3 пункта 2.6.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных приказом ФСФР России от 16.03.2005 N 05-4/пз-н, а также наличием в представленных документах сведений не соответствующих действительности (недостоверных сведений), абз. 2, 3, 6 статьи 21 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ ФЗ "О рынке ценных бумаг", абз. 2, 3, 6 п. 2.4.16 Стандартов.
Несогласие ЗАО "СЛС" с отказом послужило основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением.
Суд, исходя из заявленных требований, исследовал отказ РО ФСФР на предмет соответствия требованиям ФЗ "О рынке ценных бумаг" и иным правовым актам, регулирующим порядок регистрации выпуска ценных бумаг, и пришел к выводу о неправомерном отказе РО ФСФР в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
При этом суд отклонил довод РО ФСФР о том, что отчет об итогах выпуска ценных бумаг не соответствует требованиям Приложения 8 к Стандартам (в пункте 12 (а) отсутствует наименование подпункта). Несовпадение даты решения N 3 в представленной копии решения и в описи документов суд расценил как опечатку.
Данные выводы суда являются правильными и заявителем не оспариваются.
Также суд пришел к выводу, что общество не обязано представлять решение об избрании ревизионной комиссии, так как другие акционеры, кроме единственного учредителя общества Н. отсутствуют.
Однако вывод суда не основан на нормах ФЗ "Об акционерных обществах".
Согласно положениям статьи 9 ФЗ "Об акционерных обществах" создание общества путем учреждения осуществляется по решению учредителей (учредителя).
Решение об учреждении общества принимается учредительным собранием. В случае учреждения общества одним лицом решение о его учреждении принимается этим лицом единолично. Решение об учреждении общества должно содержать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества.
Избрание органов управления общества, ревизионной комиссии (ревизора) общества осуществляется учредителями общества большинством в три четверти голосов, которые представляют подлежащие размещению среди учредителей общества акции.
Таким образом, указанной статьей предусмотрено, что при учреждении общества необходимо принятие решение об избрании ревизионной комиссии (ревизора) общества. Какие либо исключения из данного правила статьи 9 ФЗ "Об акционерных обществах" не предусмотрены.
В нарушение указанных положений действующего законодательства в пакете документов, представленном на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска ценных бумаг заявителя, находилась копия решения учредителя от 21.11.2006 N 1, в котором отсутствует информация об избрании ревизионной комиссии, что явилось одним из оснований для отказа в государственной регистрации.
Указанное свидетельствует о несоблюдении ЗАО "СЛС" требований пункта 2 статьи 9 ФЗ "Об акционерных обществах".
При учреждении общества законодатель исходит из того, что "решение об учреждении общества должно отражать результаты голосования учредителей и принятые ими решения по вопросам учреждения общества, утверждения устава общества, избрания органов управления общества", то есть все перечисленные вопросы составляют некое единство, и отсутствие решения хотя бы по одному из них означает отсутствие решения об учреждении общества.
Поскольку, решение об учреждении ЗАО "Складские Логистические Системы" не соответствует требованиям Федерального закона "Об акционерных обществах", следовательно, ЗАО "Складские Логистические Системы" нарушило требования законодательства Российской Федерации о ценных бумагах.
При таких обстоятельствах, региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе обоснованно отказало в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, по основаниям указанным в приказе.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что судебные инстанции неправильно применили нормы материального права, ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "О рынке ценных бумаг", в связи с чем вынесли незаконные судебные акты об удовлетворении заявления ЗАО "Складские Логистические Системы".
Суд кассационной инстанции на основании части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отменяет судебные акты и принимает новое решение об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным решения регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе об отказе в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, оформленное приказом от 19.01.2007 N 80пзи.
Расходы по государственной пошлине по иску, по апелляционной и кассационной жалобам в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на истца.
С истца в пользу ответчика взыскивается государственная пошлина по апелляционной и кассационной жалобам.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 13.06.2007 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление апелляционной инстанции от 03.09.2007 по делу N А45-5047/2007-39/148 отменить.
В удовлетворении заявления ЗАО "Складские Логистические Системы" о признании незаконным решения регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе об отказе в государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг и государственной регистрации отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг, оформленного приказом от 19.01.2007 N 80пзи, отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Складские Логистические Системы" в пользу регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе государственную пошлину в сумме 2000 руб.
Арбитражному суду Новосибирской области выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 декабря 2007 г. N Ф04-8026/2007(40286-А45-16)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании