Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 10 января 2008 г. N Ф04-61/2008(443-А70-43)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Головные уборы" (далее по тексту Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Тюмени N 1 (далее по тексту Инспекция) о признании незаконным и отмене постановления налоговой) органа о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что обжалуемое постановление вынесено с нарушением требований процессуального законодательства, а денежные средства, обнаруженные в кассовом аппарате в ходе проверки, не являются выручкой и не подлежат оприходованию в кассу, поскольку выданы кассиру в качестве разменной монеты по расходному кассовому ордеру.
Решением от 26.06.2007, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2007, заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Принимая решение, судебные инстанции исходили из того, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Но мнению Инспекции, выводы судебных инстанций о том, что суммы, зафиксированные в материалах дела, не являются выручкой предприятия, и, следовательно, не должны быть оприходованы, не соответствует положениям действующего законодательства.
Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания Обществом не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе об отмене принятых по делу судебных актов.
Представители Общества не согласились с доводами, изложенными в кассационной жалобе и просили оставить без изменения оспариваемые судебные акты.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что согласно поручению руководителя налогового органа от 11.05.2007 N 57, должностным лицом Инспекции проведена проверка соблюдения Обществом законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов, полноты оприходования выручки, соблюдения условий с денежной наличностью и других вопросов законодательства на объекте, расположенном по адресу: г. Тюмень, ул. ул. Энергетиков, 50/3.
В ходе проведенной проверки сотрудниками налогового органа установлено, что в контрольно-кассовой машине ЭКР 2102К, заводской номер 1571362, по сравнению с показаниями денежного суммирующего счетчика контрольно-кассовой техники обнаружены излишки денежных средств в сумме 1764 руб.
По результатам проверки должностным лицом налогового органа составлен акт от 29.05.2007 N 14-22/109 и протокол об административном правонарушении от 29.05.2007 N 026287, в котором указано о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Ко АП РФ.
Руководителем налогового органа в отношении Общества было вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 04.06.2007 N 0191127 о привлечении к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о его оспаривании.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые и обжалуемые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального и процессуального права.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, не соблюдении порядка храпения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 (далее по тексту - Порядок ведения кассовых операций) для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денежных средств при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
В соответствии с пунктом 22 вышеуказанного Порядка все поступления наличных денежных средств учитываются в кассовой книге.
Пунктом 27 Порядка ведения кассовых операций предусмотрено, что сумма выданных денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, признается недостачей.
При этом под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Таким образом, для установления факта неоприходования наличных денежных средств необходимо установить разницу между показаниями контрольно-кассовой техники и кассовой книгой организации.
Согласно пункту 3.8 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Министерством финансов Российской Федерации письмом от 30.08.1993 N 104 (далее по тексту - Типовых правил), перед началом работы на кассовой машине кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы (ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и от денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, принадлежности для работы и обслуживания машины под роспись).
Согласно пункту 4.7 Типовых правил кассир не должен иметь в кассе личных денег и денег, не учтенных через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).
Судебными инстанциями установлено и следует из материалов дела, что налоговым органом в ходе проверки выявлено наличие в контрольно-кассовой машине излишек денежных средств в сумме 1 764 руб., которые выданы кассиру в качестве разменного фонда. Расхождения данных бухгалтерского учета за проверяемый налоговым органом период с выручкой фискальных отчетов не установлено.
Согласно фискальным отчетам, представленным Обществом, сумма выручки на 04.04.2007 составила 3 335 руб., что зафиксировано в кассовой книге и в книге кассира-операциониста. Сумма выручки за 04.04.2007 соответствует показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец отчетного дня.
С учетом установленных обстоятельств, суд кассационной инстанции считает правильным вывод судебных инстанций об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного кодекса Российской Федерации отмену принятых по делу судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобы, были предметом исследования и рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка, и у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки данных выводов в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 26.06.2007 Арбитражного суда Тюменской области и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 04.10.2007 по делу А70-3457/22-2007 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 января 2008 г. N Ф04-61/2008(443-А70-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании