Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 января 2008 г. N Ф04-217/2008(661-А45-43)
(извлечение)
Федеральное государственное унитарное предприятие Новосибирское производственное объединение "Луч" (далее по тексту - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска (далее по тексту - Инспекция) о признании недействительным решения от 16.11.2006 N 22986 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на сумму 936 593,16 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что налоговым органом не была выполнена установленная Налоговым кодексом Российской Федерации процедура порядка урегулирования спора с налогоплательщиком. Требование от 03.11.2006 N 55315, на которое делается ссылка в обжалуемом решении о бесспорном взыскании сумм пени, не направлялось предприятию.
В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявителем были уточнены требования по признанию недействительным решения налогового органа.
При этом в качестве основания для признания недействительным решения от 16.11.2006 N 22986 по взыскания сумм пени предприятие указало на несоответствие требования от 03.11.2006 N 55315 положениям пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 18.09.2007 заявленные предприятием требования удовлетворены в полном объеме.
Принимая решение, суд исходил из характера допущенных нарушений положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации при составлении и направлении налоговым органом требования, на основании которого у налогоплательщика отсутствовала реальная возможность проверить обоснованность и правильность начисления налоговым органом пеней.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялась
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятый по делу судебный акт по основанию неправильного применения судом норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований.
Отзыв на кассационную жалобу до начала судебного заседания предприятием не представлен.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для её удовлетворения.
Из материалов дела следует, что Инспекцией в адрес Общества направлено требование от 03.11.2006 N 55315 об уплате пени по налогам, размер которой составил 936 593,16 руб.
Учитывая, что в установленный в требований срок указанная задолженность по налогам и пени предприятием не погашена. Инспекция на основании статей 31, 46 Налогового кодекса Российской Федерации приняла решение от 16.11.2006 N 22986 о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банках.
Несогласие налогоплательщика с принятыми налоговым органом решением явилось основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с заявлением о признании принятого решения от 16.11.2006 N 22986 недействительным.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятый по делу судебный акт исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту НК РФ) требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок указанную сумму и соответствующие пени.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличие у него недоимки (пункта 2 статьи 69 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также о мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Из анализа указанной нормы права следует, что во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В пункте 19 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения част первой Налогового кодекса Российской Федерации" дано разъяснение, из которого следует, что в направленном налогоплательщику требовании об уплате пени должны содержаться сведения о размере недоимки, дате, с которой начинают начисляться пени, и ставке пени, то есть данные, позволяющие убедиться в обоснованности начисления пени.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что оспариваемое требование не соответствует положениям статьи 69 НК РФ, поскольку из предъявленного к предприятию требования от 03.11.2006 N 55315 не представляется возможным проверить правильность исчисления задолженности по налогам определить основания выставления вышеуказанного требования, за какой период и каким образом сложились суммы пени, основания взимания пеней, размера недоимки, с которой начисляются эти пени, даты, с которой начисляется пеня.
Оценив представленные в суд выписки из лицевых счетов предприятия. являющиеся внутренними документами налогового органа и представленный расчет пени, который не направлялся в адрес налогоплательщика, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данные документы не могут являться доказательствами наличие у предприятия фактической недоимки по налогам, на которую произведено начисление пени.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно признал принятое налоговым органом решение от 16.11.2006 N 22986, вынесенное на основании указанного предприятием требования от 03.11.2007 N 55315, недействительным, поскольку оно не содержит достоверных данных о суммах задолженности по налогам и принято с нарушением норм права.
Принимая во внимание, что в кассационной жалобе не содержится указаний на достоверные доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, кассационная инстанция не находит основания для отмены обжалуемого судебного акта.
Суд кассационной инстанции считает, что выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного кодекса Российской Федерации отмену принятого по делу судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобы, были предметом исследования и рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная правовая оценка, и у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки данных выводов в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая, что определением кассационной инстанции от 19.12.2007 налоговому органу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы до разрешения ее по существу, с инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска необходимо взыскать государственную пошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Исполнительный лист в соответствии с частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдается арбитражным судом, рассматривавшим дело в первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.09.2007 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-953/07-52/30 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Новосибирска в федеральный бюджет государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 января 2008 г. N Ф04-217/2008(661-А45-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании