Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 22 января 2008 г. N Ф04-570/2008(1243-А27-3)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Кузбассшахтостройтранс" (далее - ОАО "Кузбассшахтостройтранс", Общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе (далее - РО ФСФР) о признании незаконным и отмене постановления N 247 от 04.07.2007, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), за нарушение обязанности по раскрытию информации на рынке ценных бумаг.
Заявленные требования мотивированы тем, что у ОАО "Кузбассшахтостройтранс" отсутствовала обязанность по представлению списков аффилированных лиц, поскольку оно не осуществляло публичное размещение ценных бумаг. Кроме того, указывает на нарушение порядка привлечения его к административной ответственности, выразившегося в том, что протокол об административном правонарушении составлен и оспариваемое постановление вынесено без надлежащего уведомления законного представителя Общества.
Решением от 15.08.2007 Арбитражного суда Кемеровской области требования ОАО "Кузбассшахтостройтранс" удовлетворены.
Постановлением апелляционной инстанции от 11.10.2007 решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе ОАО "Кузбассшахтостройтранс", ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права и нарушение норм процессуального права, просит постановление от 11.10.2007 отменить, оставив в силе решение суда первой инстанции.
Считает, что исходя из смысла и конструкции части 2 статьи 92 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - ФЗ "Об акционерных обществах") обязанность по раскрытию информации возникает у акционерных обществ только в случае публичного размещения ими облигаций и иных ценных бумаг.
Указывает, что Арбитражным судом Кемеровской области не были всесторонне и полно исследованы обстоятельства уведомления ОАО "Кузбассшахтостройтранс" о времени и месте составления протокола и рассмотрения дела об административном правонарушении. Полагает, что Общество не может считаться надлежащим образом уведомленным о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, поскольку уведомление получено ненадлежащим лицом.
Отзыв на кассационную жалобу РО ФСФР не представлен.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, РО ФСФР был выявлен факт нарушения ОАО "Кузбассшахтостройтранс" порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг в форме представления в регистрирующий орган списка аффилированных лиц, о чем 18.05.2007 составлен акт.
В этот же день в адрес Общества направлено письмо N ТЧ-3289/10 от 18.05.2007 о вызове руководителя 07.06.2007 в 16-00 для составления протокола об административном правонарушении.
07.06.2007 и.о. начальника отдела контроля за раскрытием информации РО ФСФР в отношении ОАО "Кузбассшахтостройтранс" в отсутствие законного представителя составлен протокол об административном правонарушении.
Данный протокол с указанием места и времени рассмотрения дела направлен в адрес Общества сопроводительным письмом от 08.06.2007 N ТЧ-4122/01.
04.07.2007 в отсутствие законного представителя Общества и.о. руководителя РО ФСФР вынесено постановление N 371 о привлечении ОАО "Кузбассшахтостройтранс" к административной ответственности по части 2 статьи 15.19 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 30000 руб.
Основанием принятия указанного постановления явилось нарушение Обществом порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, выразившееся в непредставлении в РО ФСФР в срок до 15.05.2007 списка аффилированных лиц за 1 квартал 2007 года.
Полагая, что постановление РО ФСФР от 04.07.2007 N 247 не соответствует закону, ОАО "Кузбассшахтостройтранс" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях Общества состава вменяемого ему административного правонарушения. Суд указал, что у ОАО "Кузбассшахтостройтранс" отсутствует обязанность по раскрытию информации в форме ежеквартального представления в регистрирующий орган списка об аффилированных лицах, поскольку публичного размещения ценных бумаг оно не осуществляло.
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционная инстанции указала, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном толковании норм материального права.
Частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение эмитентом, профессиональным участником рынка ценных бумаг или лицом, оказывающим услуги по публичному представлению раскрываемой информации, порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг, обязанность по раскрытию которой предусмотрена законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 92 ФЗ "Об акционерных обществах" открытое акционерное общество обязано раскрывать: годовой отчет общества, годовую бухгалтерскую отчетность; проспект эмиссии акций общества в случаях, предусмотренных правовыми актами Российской Федерации; сообщение о проведении общего собрания акционеров в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; иные сведения, определяемые федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи обязательное раскрытие информации обществом, включая закрытое акционерное общество, в случае публичного размещения им облигаций или иных ценных бумаг осуществляется обществом в объеме и порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
На основании данной нормы, а также статьи 30 и пунктов 4, 12, 13 статьи 42 Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 317, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг приказом от 16.03.2005 N 05-5/пз-н утвердила Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (далее - Положение), действующее в редакции приказов ФСФР РФ от 01.11.2005 N 05-57/пз-н, от 12.01.2006 N 06-6/пз-н, от 10.10.2006 N 06-117/пз-н.
В силу пунктов 8.1.1., 8.1.2, 8.5.1 и 8.5.3. названного Положения открытые акционерные общества, а также закрытые акционерные общества, осуществившее (осуществляющее) публичное размещение облигаций или иных ценных бумаг, обязаны раскрывать сведения об аффилированных лицах акционерного общества в форме представления в регистрирующий орган списка его аффилированных лиц в срок не позднее 45 дней с даты окончания отчетного квартала. При этом обязанность по раскрытию информации возникает для открытых акционерных обществ - с даты государственной регистрации открытого акционерного общества, для закрытых акционерных обществ - с даты, следующей за датой государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) облигаций или иных ценных бумаг закрытого акционерного общества, размещаемых путем открытой подписки (публичного размещения).
На основании анализа указанных норм, суд апелляционной инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что требование о раскрытии информации об аффилированных лицах распространяется на все открытые акционерные общества вне зависимости от факта публичного размещения ими облигаций или иных ценных бумаг и независимо от того, является ли открытое акционерное общество (Эмитент) профессиональным участником рынка ценных бумаг.
Факт непредставления ОАО "Кузбассшахтостройтранс" в РО ФСФР списка аффилированных лиц за I квартал 2007 года в срок до 15.05.2007 установлен судом, подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции о нарушении ОАО "Кузбассшахтостройтранс" порядка раскрытия информации на рынке ценных бумаг и правомерности привлечения его к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.19 КоАП РФ, являются правильным.
Доводы Общества о нарушении РО ФСФР порядка привлечения его к административной ответственности обоснованно отклонены судебными инстанциями, как несоответствующие обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен составляться с участием законного представителя юридического лица.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Факт надлежащего извещения ОАО "Кузбассшахтостройтранс" о месте и времени составления протокола, а также рассмотрения дела об административном правонарушении, подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о вручении соответствующей корреспонденции А.
Доказательств отсутствия в штате организации А. ОАО "Кузбассшахтостройтранс" не представлено. Кроме того, в материалах дела имеются почтовые уведомления о вручении А. определений Арбитражного суда Кемеровской области (л.д. 2, 76), получение которых Обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, а также учитывая положения пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" арбитражный суд пришел к правильному выводу, что постановление РО ФСФР о назначении административного наказания N 247 от 04.06.2007 является законным и обоснованным, вынесено с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области от 11.10.2007 по делу N А27-6938/2007-5 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
...
Доказательств отсутствия в штате организации А. ОАО "Кузбассшахтостройтранс" не представлено. Кроме того, в материалах дела имеются почтовые уведомления о вручении А. определений Арбитражного суда Кемеровской области (л.д. 2, 76), получение которых Обществом не оспаривается.
При таких обстоятельствах, а также учитывая положения пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" арбитражный суд пришел к правильному выводу, что постановление РО ФСФР о назначении административного наказания N 247 от 04.06.2007 является законным и обоснованным, вынесено с соблюдением порядка привлечения к административной ответственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 января 2008 г. N Ф04-570/2008(1243-А27-3)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании