Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 11 февраля 2008 г. N Ф04-894/2008(484-А67-14)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Братья Коцоевы" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения от 29.06.2007 N 251/3-30В в части:
- привлечения к налоговой ответственности за неполную уплату единого социального налога, зачисляемого в Федеральный бюджет, в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в сумме 172246,26 руб. (п.п. 1.1 п. 1);
- привлечения к ответственности за неполную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 56190,35 руб. (п.п. 1.2 п. 1);
- начисления пени за несвоевременную уплату единого социального налога в сумме 237761,4 руб., начисления пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 64164,82 руб. (п. 2);
- предложения уплатить единый социальный налог в сумме 861231,31 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 280951,76 руб., предложения уплатить сумму пени в размере 305761,34 руб., зачисляемые в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды с соответствующей разбивкой, а также в части предложения уплатить сумму пени в размере 64386,17 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и в части предложения уплатить сумму налоговых санкций в размере 230711,56 руб. (п.п. 3.1. п. 3);
- предложения внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, в части уведомления о направлении обществу требования об уплате налога, пени, налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу (п.п. 3.3 и 3.4).
Решением от 19.10.2007 Арбитражного суда Томской области требования общества удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность решения суда не проверялась.
В кассационной жалобе налоговый орган просит изменить решение суда в части признания недействительным решения инспекции от 29.06.2007 N 251/3-30В и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований общества в полном объеме.
Налоговый орган полагает, что для включения спорных выплат в налоговую базу по единому социальному налогу не имеет значения источник таких выплат, поскольку по характеру и цели данные выплаты являются затратами по оплате труда, которые подлежат отнесению к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль и, соответственно, спорные выплаты должны быть включены в налоговую базу по единому социальному налогу.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Проверив в соответствии с требованиями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность решения арбитражного суда, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 11.05.2007 N 180/3-30В, на основании которого налоговым органом принято решение от 29.06.2007 N 251/3-30В, которым общество привлечено к налоговой ответственности за неполную уплату единого социального налога, зачисляемого в Федеральный бюджет, в Фонд социального страхования Российской Федерации, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации в сумме 172246,26 руб. (п.п. 1.1 п. 1), привлечено к ответственности за неполную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 56190,35 руб. (п.п. 1.2 п. 1); обществу начислены пени за несвоевременную уплату единого социального налога в сумме 237761,4 руб., начислены пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 64164,82 руб. (п. 2), предложено уплатить единый социальный налог в сумме 861231,31 руб., страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 280951,76 руб., предложено уплатить сумму пеней в размере 305761,34 руб., зачисляемых в Федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды с соответствующей разбивкой, а также предложено уплатить сумму пени в размере 64386,17 руб. по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и сумму налоговых санкций в размере 230711,56 руб. (п.п. 3.1. п. 3), предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета, в части уведомления о направлении обществу требования об уплате налога, пени, налоговых санкций по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу (п.п. 3.3 и 3.4).
Основанием для принятия данного решения послужило невключение обществом в налоговую базу по исчислению единого социального налога и страховых взносов сумм премий, выплаченных работникам организации. По мнению налогового органа, данные выплаты относятся к расходам на оплату труда, поскольку выплачивались систематически при выполнении работ, предусмотренных трудовыми договорами, при их выплате учитывался коэффициент трудового участия.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судом первой инстанции при рассмотрении данного спора установлено и сторонами не оспаривается, что спорные выплаты премий производились в 2004-2005 годах за счет нераспределенной прибыли общества прошлых лет, сформированной после уплаты всех налогов за 2003-2004 годы на основании решений всех участников общества в соответствии с приказами общества; выплаты, поименованные обществом как премия не были непосредственно связаны с производственными результатами конкретного работника, а зависели лишь от наличия чистой прибыли общества и волеизъявления его участников в части распределения данной прибыли, что не противоречит Федеральному закону от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Порядку распределения доходов, остающихся в распоряжении ООО "Братья Коцоевы" после налогообложения, утвержденному решением от 08.04.2003 Общего собрания участников ООО "Братья Коцоевы".
В соответствии с пунктом 1 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы не учитываются расходы в виде сумм начисленных налогоплательщиком дивидендов и других сумм прибыли после налогообложения.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно пришел к выводу, что расходы, осуществленные за счет прибыли прошлых лет, то есть прибыли, оставшейся в распоряжении общества после налогообложения, не учитываются при исчислении налога на прибыль вне зависимости от характера таких расходов.
Следовательно, с учетом требований пункта 3 статьи 236 Налогового кодекса Российской Федерации такие выплаты не признаются объектом обложения единым социальным налогом.
Данная позиция суда согласуется с постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2007 N 1342/06.
Арбитражный судом первой инстанции обоснованно не принята ссылка налогового органа на информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2006 N 106, в котором не рассматривался вопрос о налогообложении выплат, осуществляемых за счет прибыли прошлых лет, а также о применении в этой связи положений пункта 1 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда основаны на исследовании всех имеющихся материалов дела и соответствуют нормам налогового права, а также положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми налоговый орган обязан документально доказать основания и законность принятых ненормативных актов.
Арбитражным судом дана надлежащая правовая оценка установленным обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для их переоценки у суда кассационной инстанции в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
В связи с тем, что ко дню рассмотрения кассационной жалобы налоговым органом не уплачена государственная пошлина, на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Томской области в соответствии со статьей 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выдать исполнительный лист.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 19.10.2007 Арбитражного суда Томской области по делу N А67-3896/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 февраля 2008 г. N Ф04-894/2008(484-А67-14)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании