Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 12 февраля 2008 г. N Ф04-881/2008(462-А70-43)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Динара" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Тюмени N 1 (далее по тексту - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления от 26.04.2007 N 72 N 019032 о привлечении к административной ответственности, вынесенного в отношении Общества, постановления от 26.04.2007 N 72 N 019-31, принятого в отношении руководителя Общества - М.
Заявленные требования мотивированы тем, что налоговый орган неправомерно привлек Общество и его руководителя к ответственности по статье 15.1 КоАП РФ, с наложением на Общество административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб. и на руководителя Общества в виде штрафа в размере 4 000 руб.
По мнению заявителя жалобы, денежная наличность в сумме 291,95 руб., выявленная в ходе проверки в кассе, не является выручкой, а выдана в подотчет кассиру в виде разменной монеты.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 04.07.2007, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2007, требование Общества в части признания незаконным и отмене постановления налогового органа от 26.04.2007 N 019031 о привлечении Общества к административной ответственности удовлетворено. Производство по делу в части оспаривания Обществом постановления налогового органа от 26.04.2007 N 019031 о привлечении к административной ответственности руководителя Общества - М. прекращено в соответствие с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Принимая решение, суд исходил из отсутствия доказательств наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Прекращая производство по делу в части привлечения М. к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ, суд исходил из не подведомственности данной категории спора арбитражному суду.
В кассационной жалобе Инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя жалобы, выводы суда о том, что отраженные в материалах проверки суммы денежных средств не являются выручкой Общества и не могут быть оприходованы, не соответствуют действующему законодательству.
Отзыв на кассационную жалобу Обществом до начала судебного заседания не представлен.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителя Общества, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом при принятии обжалуемых судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что на основании поручения исполняющего обязанности Инспекции от 15.03.2007 N 39, должностным лицом налогового органа 24.04.2007 проведена проверка соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов, полноты оприходования выручки, соблюдения условий работы с денежной наличностью и другим вопросам законодательства за период с 01.01.2007 по 15.03.2007 в принадлежащем Обществу магазине "Кентавр", расположенном по адресу: г. Тюмень, улица Монтажников, 4.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 24.04.2007 N 14-22/13, в котором отражены результаты проверки Общества налоговым органом от 28.02.2007, оформленные в акте N 018107 и из которого следует, что при инвентаризации денежных средств на вышеуказанную дату в применяемой Обществом контрольно-кассовой машине N 24150 выявлены излишки денежных средств в сумме 291,95 руб., не отраженные по дебету счета 50 "Касса".
По данному факту должностным лицом налогового органа в отношении Общества составлен протокол от 24.04.2007 N 026159 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 КоАП РФ, а также в отношении руководителя Общества - М. составлен протокол от 26.04.2007 N 026202 об административном правонарушении.
На основании вышеуказанных протоколов об административном правонарушении руководителем Инспекции в отношении Общества принято постановление от 26.04.2007 N 019032 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб., руководитель Общества М. привлечена к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 руб. (постановление от 26.04.2007 N 019031 об административном правонарушении).
Общество не согласилось с принятыми налоговым органом постановлениями и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании вышеуказанных постановлений незаконными и их отмене.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения принятые по делу судебные акты, исходит из установленных судом обстоятельств и следующих норм материального права.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно пункту 3 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.93 N 40 (далее по тексту - Порядок), для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
В силу пункта 22 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.
Из пункта 27 Порядка следует, что сумма выданных денег из кассы, не подтвержденная распиской получателя в расходном кассовом ордере или другом заменяющем его документе, признается недостачей. Неоприходование денежных средств - это наличие в кассе денежных средств, не подтвержденных приходными ордерами.
Из материалов дела следует, что 28.02.2007 налоговым органом выявлено наличие у Общества в контрольно-кассовой машине излишка денежных средств в сумме 291,95 руб. без подтверждающих документов, что, по мнению налогового органа, является неоприходованием в кассу организации денежной наличности.
Однако данные доводы налогового органа опровергаются исследованными судами доказательствами, которым судебными инстанциями дана правовая оценка и из которых следует, что вменяемая Обществу неоприходованная сумма является разменной монетой, а поэтому данные денежные средства не являются выручкой и не подлежат оприходованию в кассу Общества.
В соответствии с пунктом 3.8 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 30.08.93 N 104 (далее - Типовые правила), перед началом работы на кассовой машине кассир получает у директора (заведующего) предприятия, его заместителя или главного (старшего) кассира все необходимое для работы (ключи от кассовой кабины, ключи от привода кассовой машины и от денежного ящика, разменную монету и купюры в количестве, необходимом для расчетов с покупателями, принадлежности для работы и обслуживания машины под роспись).
Согласно пункту 4.7 Типовых правил кассир не должен иметь в кассе личных денег и денег, не учтенных через кассовую машину (кроме денег, выданных перед началом работы).
Выдача наличных денег под отчет осуществляется в соответствии с пунктом 11 Порядка. При этом данный пункт не устанавливает предельного срока выдачи наличных денег.
Из материалов дела следует, что приказом от 01.02.2007 N 1 руководителя Общества на 2006 год установлена сумма разменной монеты - 600 руб., с учетом наличий двух контрольно-кассовых машин в магазине "Кентавр", которая получена для работы кассиром по акту приему-передаче.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает правомерными выводы судебных инстанций о признании незаконным и отмене постановления налогового органа от 26.04.2007 N 019032 о привлечении Общества к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 3 статьи 29 Кодекса арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства, возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
В силу части 3 статьи 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Соответственно, арбитражному суду подведомственны жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае руководитель Общества - М., как физическое лицо, привлечена к административной ответственности по статье 15.1 КоАП РФ за нарушение пункта 5 статьи 8 Закона Российской Федерации от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", пунктов 22, 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, что не может быть связано с предпринимательской и иной экономической деятельностью юридического лица.
Таким образом, вывод суда первой и апелляционной инстанций о неподведомственности указанного дела об административном правонарушении арбитражному суду является правильным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Нарушений норм материального и процессуального права судебными инстанциями, являющихся в силу статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями к отмене принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Всем доказательствам, представленным сторонами, обстоятельствам дела судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка и у суда кассационной инстанции не имеется в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их переоценки.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 04.07.2007 Арбитражного суда Тюменской области и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 30.10.2007 по делу А70-2702/8-07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 февраля 2008 г. N Ф04-881/2008(462-А70-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании