Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 21 февраля 2008 г. N Ф04-1054/2008(765-А46-6)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "СибГаз", г. Омск (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к администрации города Омска (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка под строительство газовой автомобильной заправочной станции (далее - ГАЗС) по адресу: г. Омск, ул. Конева, кадастровый номер 55:36:14 01 03:0069, площадью 2 265 кв.м. Кроме того, обязать Администрацию в трехдневный срок передать Главному управлению по земельным ресурсам Омской области (далее - Управление), привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, всю имеющуюся документацию на спорный земельный участок.
Решением арбитражного суда от 11.09.2007, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 21.11.2007, заявленные Обществом требования удовлетворены. Арбитражный суд исходил из того, что у Администрации не имелось оснований для непринятия решения о предоставлении земельного участка Обществу, поскольку последним был надлежащим образом осуществлен выбор земельного участка с постановкой его на кадастровый учет, а Департаментом недвижимости администрации г. Омска утвержден проект территориального землеустройства.
В кассационной жалобе Управление, соглашаясь с резолютивными частями судебных актов арбитражного суда, просит исключить из мотивировочной части судебных актов: восьмой абзац третьей страницы и третий абзац пятой страницы решения; пятый и шестой абзацы шестой страницы, второй, четвертый, пятый, шестой, седьмой абзацы восьмой страницы и второй абзац девятой страницы постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения судебные акты.
В судебном заседании представители Общества и Управления поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 12.08.2002 ООО "Заправочный комплекс "Транс-ГАЗ" (далее - ООО "Транс-Газ") обратилось к мэру г. Омска с заявлением о выделении двух участков земли под строительство ГАЗС в Кировском и Советском округах г. Омска. ООО "Транс-Газ" выдан акт выбора земельного участка от 20.02.2003 N 6480 для строительства указанных объектов и гаража.
С учетом заявлений ООО "Транс-Газ" и Общества от 04.04.2004 и собранных технических условий и согласований, распоряжением директора Департамента недвижимости администрации г. Омска от 09.07.2004 N 850-р "О предварительном согласовании места размещения ГАЗС по ул. Конева в Кировском административном округе" акт выбора земельного участка под строительство утвержден. Обществу было предписано разработать проектную документацию на строительство ГАЗС и получить разрешение на строительство объекта. Приложением N 2 к указанному распоряжению являлся проект границ земельного участка для предварительного согласования Обществу места размещения ГАЗС по ул. Конева в Кировском административном округе площадью 6 921 кв.м.
Распоряжением от 24.11.2004 N 1910-р "Об утверждении проекта территориального землеустройства по формированию земельного участка по ул. Конева в Кировском административном округе" директор Департамента недвижимости администрации г. Омска утвердил проект территориального землеустройства по формированию земельного участка площадью 2 265 кв.м., относящегося к категории земель поселений, для общественно-деловых целей под строительство ГАЗС, местоположение земельного участка установлено в 279 метрах юго-восточнее 10-этажного жилого дома, имеющего почтовый адрес: ул. Конева, 34 в Кировском административном округе.
ООО "Региональный центр землеустройства и учета недвижимости" на основании распоряжения мэра г. Омска от 24.11.2004 N 1910-р для Общества произвело отвод земельного участка площадью 2 265 кв.м. в 279 м. юго-восточнее относительного ориентира жилого 10-этажного дома по адресу: ул. Конева, 34, о чем составлен акт от 24.01.2005, утвержденный заместителем руководителя Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по г. Омску. Кадастровый план N 36/05-1646 земельного участка с кадастровым номером 55:36:14 01 03:0069 изготовлен 21.02.2005.
Общество 15.08.2005 обратилось в Департамент недвижимости администрации г. Омска с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство ГАЗС.
Письмом от 23.08.2005 N 07-02/18441 Департамент недвижимости администрации г. Омска предложил Обществу по данному вопросу обратиться в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска.
Общество дважды 29.11.2005 и 09.03.2006 обращалось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска с письмами о предоставлении земельного участка для строительства ГАЗС.
На заседании комиссии по градостроительству и землепользованию на территории г. Омска принято решение о необходимости отмены распоряжения Департамента недвижимости администрации г. Омска от 09.07.2004 N 850-р ввиду несоответствия места размещения объекта градостроительной документации.
Распоряжением директора Департамента недвижимости администрации г. Омска от 30.06.2006 N 3028-р признано утратившим силу распоряжение от 09.07.2004 N 850-р.
Решением Арбитражного суда Омской области от 22.01.2007 по делу N А46-11756/2006, оставленным в силе постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции от 11.05.2007 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.09.2007, распоряжение от 30.06.2006 N 3028-р признано недействительным.
Общество обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Администрации о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии решения о предоставлении земельного участка под строительство ГАЗС.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленные Обществом требования, принял законное и обоснованное решение.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций с учетом указанной нормы, материалов дела осуществил проверку оспариваемого действия Администрации и установил несоответствие его нормам действующего законодательства, исходя из следующего.
В силу статьи 11 Земельного Кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены нормами Земельного Кодекса Российской Федерации в статьях 30-32.
Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определена пунктом 5 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествуют процедуры подготовки акта выбора земельного участка для строительства, формирования земельного участка и государственный кадастровый учет.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Подпунктом 2 пункта 5 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта должны проводиться работы по формированию земельного участка, после чего проводится государственный кадастровый учет (подпункт 3 пункта 5 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что распоряжением директора Департамента недвижимости администрации г. Омска от 09.07.2004 N 850-р принято решение о предварительном согласовании места размещения ГАЗС. Распоряжением директора этого же Департамента от 24.11.2004 N 1910 проведена процедура кадастрового учета земельного участка, которому присвоен кадастровый номер 55:36:14 01 03:0069.
Данные обстоятельства установлены решением Арбитражного суда Омской области от 22.01.2007 по делу N А46-11756/2006. Поэтому доводы заявителя жалобы об исключении из мотивировочной части решения арбитражного суда по настоящему делу восьмого абзаца на странице 3 и третьего абзаца на странице 5 обжалуемого решения, не принимаются во внимание.
Согласно пункту 1 статьи 32 Земельного Кодекса Российской Федерации решение о предоставлении земельного участка для строительства исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства.
Общество обращалось неоднократно с заявлениями о предоставлении земельного участка для строительства ГАЗС в орган местного самоуправления.
Из пункта 2 статьи 32 Земельного Кодекса Российской Федерации следует, что исполнительные органы государственной власти или органа местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
С учетом исследованных материалов дела арбитражный суд пришел к выводу, что данное решение органа местного самоуправления не принято.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций, исходя из положений статьи 1 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 13, 65, 66 Устава города Омска, пунктов 2.1 и 3.1 Положения о Департаменте недвижимости администрации г. Омска, утвержденного Постановлением главы городского самоуправления от 17.04.2000 N 186-п, Положения о Департаменте недвижимости администрации г. Омска, утвержденного Постановлением мэра г. Омска от 10.08.2005 N 395-п, Положения о Департаменте архитектуры и градостроительства администрации г. Омска, утвержденного Постановлением мэра г. Омска от 10.08.2005 N 396-п, пунктов 17 и 18 Регламента формирования документов при предоставлении земельных участков под строительство с предварительным согласованием места размещения объекта, утвержденного мэром г. Омска 07.12.2002, правомерно пришел к выводу, что письма Общества о предоставлении земельного участка для строительства от 29.11.2005 и от 09.03.2006 являются доказательствами надлежащего обращения Общества в орган местного самоуправления через его структурное подразделение - Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Омска.
Арбитражный суд апелляционной инстанции правомерно не принял доводы Управления о том, что площадь земельного участка, указанного в распоряжении директора Департамента недвижимости администрации г. Омска от 09.07.2004 N 850-р, не соответствует кадастровому плану земельного участка площадью 2 265 кв.м.
Выводы арбитражного суда апелляционной инстанции основаны на положениях статей 30-31 Земельного Кодекса Российской Федерации, статьи 15 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О землеустройстве" (в редакции от 04.12.2006), пункте 8 Положения о согласовании и утверждении землеустроительной документации, создании и ведении государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 514.
Утверждение проекта территориального землеустройства, т.е. определение проекта планирования к выделению земельного участка являлось полномочиями Администрации, делегированными Департаменту недвижимости администрации г. Омска.
Формирование земельного участка невозможно без его предварительного выбора. Нормы действующего земельного законодательства не содержат запрета на формирование земельного участка меньшей площадью, чем по акту выбора.
Управление не предоставило доказательства того, что сформированный земельный участок площадью 2 265 кв.м. выходит за рамки земельного участка по акту выбора.
Выводы арбитражного суда апелляционной инстанции основаны на исследованных материалах дела и нормах действующего законодательства, в связи с чем не принимаются доводы заявителя кассационной жалобы об исключении из мотивировочной части постановления пятого и шестого абзацев на странице 6, второго, четвертого, пятого, шестого и седьмого абзацев на странице 8, второго абзаца на странице 9 обжалуемого постановления.
Определением арбитражного суда кассационной инстанции от 23.01.2008 о принятии кассационной жалобы Управлению было предложено представить ко дню судебного заседания доказательства уплаты государственной пошлины в сумме 1 000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы в Федеральном арбитражном суде Западно-Сибирского округа по делу N А46-9053/2006.
В судебное заседание Управление представило доказательства об уплате государственной пошлине в сумме 1 000 рублей.
Поскольку кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, то расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на Управление.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 11.09.2007 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 21.11.2007 по делу N А46-9053/2006 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2008 г. N Ф04-1054/2008(765-А46-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании