Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 13 марта 2008 г. N Ф04-1820/2008(2159-А03-43)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Байкал +" и директор общества с ограниченной ответственностью "Байкал +" Е. (далее по тексту - Общество) обратились в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Барнаула (далее по тексту - Инспекция) об отмене постановлений от 26.09.2007 NN 000222, 000223 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 30 000 руб. и 3 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Решением от 06.11.2007 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении требований Общества отказано, в отношении директора Общества Е. производство по делу прекращено по пункту 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением апелляционной инстанции от 14.01.2008 решение арбитражного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество просит отменить решение и постановление апелляционной инстанции арбитражного суда и вынести новое решение о признании незаконным и отмене постановлений от 26.09.2007 NN 000222, 000223. Заявитель кассационной жалобы ссылается на недоказанность вины Общества в совершенном административном правонарушении, указывает, что Обществом приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства по применению контрольно-кассовой техники.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит оставить судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность принятых по делу судебных актов, исходя из доводов кассационной жалобы, не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что инспекцией в отношении общества проведена проверка выполнения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее по тексту - Закон от 22.05.2003 N 54-ФЗ), по результатам которой составлены акт от 19.09.2007 N 001368 серии ГОЛ-07 проверки выполнения Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, протоколы от 10.09.2007 NN 000222, 000223 об административном правонарушении и приняты постановление от 26.09.2007 NN 000222, 000223 о привлечении Общества и директора Общества Е. к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. и 3 000 руб. соответственно. Основанием для принятия постановлений послужил факт продажи продавцом Общества товара (энциклопедии "Кодексы и законы РФ" по цене 300 руб.) без применения контрольно-кассовой машины.
Арбитражный суд, отказав обществу в удовлетворении требований о признании незаконным постановления от 26.09.2007 N 000222 и прекратив производство по делу в отношении директора Общества Е., принял по существу правильный судебный акт.
Пунктом 1 статьи 2 и статьей 5 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" установлена обязанность всех организаций и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг применять контрольно-кассовые машины.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники.
В соответствии с частью 1 статьи 65, частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемый акт.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Судом установлено, материалами дела подтверждается, сторонами не оспаривается, что при продаже товара работником Общества не применена контрольно-кассовая машина.
В соответствии с правовой позицией Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 24.02.1998 N 6819/97, от 09.12.2003 N 10964/03, от 03.08.2004 N 6902/04, все торговые операции, ведущиеся в торговой точке организации, следует рассматривать как осуществляемые от ее имени.
Неприменение контрольно-кассовой техники вследствие ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей работником общества не является обстоятельством, освобождающим заявителя от ответственности за административное правонарушение по статье 14.5 КоАП РФ, и вина общества выражается в отсутствии должного контроля за действиями продавца по соблюдению последним требований Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ.
Таким образом, судебные инстанции обоснованно пришли к выводу о правомерном привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ.
Производство по делу в части привлечения к административной ответственности в виде штрафа в размере 3 000 руб. директора Общества Е. правомерно прекращено апелляционной инстанцией суда в связи с неподведомственностью данного требования арбитражному суду в силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Судебные инстанции всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки кассационная инстанция не имеет.
Доводы кассационной жалобы Общества направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанций и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть приняты арбитражным судом кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 06.11.2007 и постановление суда апелляционной инстанции от 14.01.2008 по делу N А03-10452/2007-2 Арбитражного суда Алтайского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 марта 2008 г. N Ф04-1820/2008(2159-А03-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании