Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 17 апреля 2008 г. N Ф04-2184/2008(2996-А67-6)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Сибком", г. Томск, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением о признании недействительными постановления мэра города Томска от 27.06.2007 N 1754-з "Об отмене постановления мэра г. Томска от 27.02.2007 N 520-з".
Определением арбитражного суда от 11.09.2007 в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление земельных отношений Департамента недвижимости администрации города Томска (далее - Управление).
Решением арбитражного суда от 12.11.2007, оставленным без изменения постановлениям апелляционной инстанции от 17.01.2008, текст которого в полном объеме изготовлен 25.01.2008, удовлетворены заявленные Обществом требования.
Арбитражный суд исходил из того, что администрацией города Томска не представлены доказательства законности оспариваемого постановления.
В кассационной жалобе администрация города Томска просит отменить состоявшиеся по делу решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Обществом требований. По мнению администрации города Томска, арбитражный суд не выяснил, каким образом оспариваемое постановление нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, не исследовал оспариваемый акт на соответствие его требованиям действующего законодательства, не указал, какие законы и иные нормативно-правовые акты оно нарушает.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения, обжалуемые судебные акты, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления к началу судебного заседания не поступил.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационных жалоб и возражений Общества относительно жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела следует, что, рассмотрев ходатайство Общества от 30.05.2005 о строительстве жилого дома со встроенно-пристроенной автостоянкой по ул. Карташова, 24, и в соответствии с актом выбора земельного участка от 17.08.2005 978/8-05 мэр города Томска принял постановление от 30.09.2005 N 4002-з "О предварительном согласовании ООО "Сибком" места размещения 10-этажного жилого дома со встроено-пристроенной автостоянкой по ул. Карташова, 24", которым утвержден акт выбора земельного участка для строительства от 17.08.2005 N 978/8-05.
Пунктом 1 акта выбора земельного участка для строительства от 17.08.2005 N 978/8-05 согласован оптимальный вариант выбора земельного участка площадью 731,04 кв.м. по ул. Карташова, 24 в соответствии с проектом границ на топографическом плане, прилагаемом к акту выбора земельного участка.
Первый заместитель мэра города Томска Ш., рассмотрев обращение Общества от 19.10.2006, свидетельство о собственности от 12.11.2004 на земельный участок площадью 344 кв.м (кадастровый номер 70:21:0200016:0032) по ул. Карташова, 24, проект территориального землеустройства по упорядочению землепользования и образования земельного участка расположенного по ул.Карташова, 24, утвержденный Управлением от 12.10.2006, вынес постановление от 05.02.2007 N 82-з об образовании из земель населенного пункта города Томска земельного участка площадью 387,04 кв.м. для строительства жилого дома со встроенно-пристроенной автостоянкой по ул. Карташова, 24 и утверждении проекта его границ.
Первый заместитель мэра города Томска Ш., рассмотрев ходатайство Общества от 17.08.2006 об оформлении права аренды на земельный участок по адресу: г. Томск, ул. Карташова, 24 и разрешении строительства на земельном участке по адресу: г. Томск, ул. Карташова, 24, принадлежащем Обществу на праве собственности (запись в ЕГРП 70-01/4П-41/2004-872), для строительства 10-ти этажного жилого дома со встроенно-пристроенной автостоянкой по согласованному проекту (выписка от 15.02.2006 N 42/4-06 из решения рабочей комиссии Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска по рассмотрению и согласованию проектных материалов), в соответствии с заключением объединенной администрации Кировского и Советского административных округов города Томска от 01.09.2005 N 426 о публикации с целью учета общественного мнения в газете "Томский вестник" от 20.08.2005 N 153, на основании постановлений мэра города Томска от 30.09.2005 N 4002-з и от 05.02.2007 N 82-з, акта выбора земельного участка от 17.08.2005 N 978/8-05, кадастровых планов вынес постановление от 27.02.2007 N 520-з "О предоставлении Обществу в аренду сроком на одиннадцать месяцев земельного участка, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Карташова, 24 для строительства 10-ти этажного жилого дома со встроено-пристроенной автостоянкой и разрешении строительства на земельном участке по адресу: г. Томск, ул. Карташова, 24". Площадь земельного участка кадастровый номер 70:21:0200016:0206, предоставляемого Обществу в аренду для строительства, составила 387,04 кв.м..
Первый заместитель мэра города Томска Н. постановлением от 27.06.2007 N 1754-з отменил постановление от 27.02.2007 N 520-з "О предоставлении Обществу в аренду сроком на одиннадцать месяцев земельного участка, расположенного по адресу: г. Томск, ул. Карташова, 24 для строительства 10-ти этажного жилого дома со встроено-пристроенной автостоянкой и разрешении строительства на земельном участке по адресу: г. Томск, ул. Карташова, 24".
Не согласившись с постановлением от 27.06.2007 N 1754-з, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленные Обществом требования, принял по существу правильное решение.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций с учетом указанной нормы, материалов дела осуществили проверку оспариваемого ненормативного правового акта мэра города Томска и установили несоответствие его нормам действующего законодательства, исходя из следующего.
В силу статьи 11 Земельного Кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
Порядок и правила предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в муниципальной собственности, установлены нормами Земельного Кодекса Российской Федерации в статьях 30-32.
Процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта определена пунктом 5 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой принятию решения о предоставлении земельного участка для строительства предшествуют процедуры подготовки акта выбора земельного участка для строительства, формирования земельного участка и государственный кадастровый учет.
Согласно подпункту 1 пункта 5 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с выбора земельного участка и принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного Кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимают решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Подпунктом 2 пункта 5 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта должны проводиться работы по формированию земельного участка, после чего проводится государственный кадастровый учет (подпункт 3 пункта 5 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации).
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что акт выбора земельного участка для строительства от 17.08.2005 N 978/8-05 утвержден постановлением мэра города Томска от 30.09.2005 N 4002-з, что свидетельствует о применении к данным правоотношениям пункта 3 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации, т.е. предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта (пункт 5 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным нормативным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 65, части 3 статьи 189 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Администрацией города Томска не представлено в материалы дела доказательств, свидетельствующих о том, что отмененное постановление от 27.02.2007 N 520-з принято с нарушением действующего законодательства, в том числе положений статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации, поскольку данное обстоятельство является необходимым условием для его отмены и вынесения оспариваемого постановления мэра города Томска от 27.06.2007 N 1754-з. Администрация города Томска в соответствии с частью 1 статьи 65, частью 3 статьи 189 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказала законность принятия постановления мэром города Томска от 27.06.2007 N 1754-з, не указала каким действующим законодательством руководствовалось должностное лицо при отмене постановления от 27.02.2007 N 520-з, какие земельные отношения необходимо было привести в соответствие с законодательством, какое законодательство было нарушено при принятии постановления от 27.02.2007 N 520-з.
Доводы кассационной жалобы Администрации города Томска аналогичны доводам апелляционной жалобы, которые были предметом исследования арбитражного суда апелляционной инстанции и им дана надлежащая оценка, в том числе доводу о том, что оспариваемым постановлением не нарушены права и законные интересы Общества.
Актом выбора земельного участка для строительства от 17.08.2005 N 978/8-05 согласован оптимальный вариант выбора земельного участка площадью 731,04 кв.м., в том числе 511,48 кв.м. для строительства жилого дома, а 219,56 кв.м. площади за красной линей ул. Карташова для благоустройства территории.
Таким образом, довод Администрации о том, что на оспариваемом земельном участке возведение объекта не предполагалось, не принимается во внимание.
Арбитражный суд первой и апелляционной инстанций всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства. Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах арбитражный суд кассационной инстанций не находит оснований для отмены принятых по делу решения и постановления.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 12.11.2007 и постановление апелляционной инстанции от 17.01.2008, текст которого в полном объеме изготовлен 25.01.2008, по делу N А67-3068/07 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 апреля 2008 г. N Ф04-2184/2008(2996-А67-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании