Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 23 апреля 2008 г. N Ф04-2481/2008(3834-А27-26)
(извлечение)
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 ноября 2008 г. N Ф04-2481/2008(14676-А27-40)
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам города Новокузнецка (далее по тексту - налоговый орган по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам города Новокузнецка) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новокузнецка (далее по тексту - налоговый орган по Центральному району города Новокузнецка), обществу с ограниченной ответственностью "Современные оконные системы" (далее по тексту - ООО "Современные оконные системы", общество), о признании недействительным решения N 1604А от 17.05.2007 о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица - общества с ограниченной ответственностью "Современные оконные системы".
Решением от 18.10.2007 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 10.01.2008 апелляционной инстанции, в удовлетворении заявленных налоговым органом требований отказано.
Суды мотивировали данный вывод отсутствием у налоговых органов полномочий на обращение в суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации юридического лица, отсутствием у регистрирующих органов обязанности по проведению проверки достоверности сведений, указанных юридическими лицами в представленных для государственной регистрации изменений в документах; наличием мер административной ответственности должностных лиц за представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований в полном объеме.
Считает, что судом в нарушение положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения не дана оценка документам, свидетельствующим о недостоверности сведений, предоставляемых для государственной регистрации изменений, в частности, протоколу осмотра от 16.07.2007, акту неявки от 19.07.2007, письму Администрации Орджоникидзевского района города Новокузнецка от 25.07.2007.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что суд пришел к ошибочному выводу о том, что нормы Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не возлагают на регистрирующий орган обязанности по проведению правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, поскольку считает, что отсутствие у налогового органа полномочий на проведение достоверности представленных документов не свидетельствует о правомерности в любом случае государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, произведенной на основании этих документов.
Указывает также, что поскольку на момент подачи заявления о государственной регистрации, обществом были представлены заведомо ложные сведения о месте своего нахождения, а в соответствии с требованиями статьи 316 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица имеет существенное значение, так как им определяется место исполнения обязательств, место уплаты налогов, подсудность споров, то в этой связи оспариваемое решение налогового органа по Центральному району города Новокузнецка является незаконным.
Отмечает, что суды пришли к необоснованному выводу о том, что налоговые органы не наделены действующим законодательством полномочиями на обращение с настоящим заявлением, поскольку положениями пункта 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" предусмотрено право налогового органа на подачу исков в арбитражные суды о признании недействительной регистрации юридического лица.
Таким образом, считает, что налоговые органы имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новокузнецка просит оставить в силе принятые по делу судебные акты. С доводами кассационной жалобы не согласна в полном объеме, поскольку при государственной регистрации внесенных обществом изменений налоговым органом не были нарушены нормы Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", то отсутствуют основания для признания регистрации записи по изменению места нахождения общества недействительной.
Отмечает, что ответственность должностных лиц юридического лица за представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию, предусмотрена положениями статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указывает, что в случае установления факта неосуществления деятельности обществом, заявитель имеет право исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц в порядке, установленном статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Отзыв на кассационную жалобу от ООО "Современные оконные системы" в суд не поступил.
Проверив законность и обоснованность судебных актов в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция пришла к выводу об отмене состоявшихся судебных актов по делу.
Материалами дела установлено, что 15.05.2007 ООО "Современные оконные системы" обратилось в инспекцию Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новокузнецка с заявлением о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, связанных с изменением места нахождения юридического лица.
17.05.2007 решением инспекции Федеральной налоговой службы по Центральному району города Новокузнецка N 1604А произведена государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы общества с ограниченной ответственностью "Современные оконные системы", касающихся местонахождения общества: город Новокузнецк, улица Дузенко, д. 1 офис 1.
В Единый государственный реестр юридических лиц внесена соответствующая запись, данные переданы по электронным каналам связи для дальнейшей регистрации и постановки на налоговый учет в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам города Новокузнецка.
Полагая, что решение N 1604А от 17.05.2007 не соответствует закону, поскольку принято регистрирующим органом на основании документов, содержащих недостоверные сведения, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам города Новокузнецка обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд исходил из того, что право заявителя на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы юридических лиц не установлено ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Кассационная инстанция не соглашается с данным выводом суда, исходя из следующего.
Федеральная налоговая служба Российской Федерации является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств (Положение о Федеральной налоговой службе).
В силу части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 11 статьи 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" предусмотрено право налоговых органов предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного Федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Исходя из вышеназванных норм материального права, суд кассационной инстанции считает неправомерным вывод суда первой и апелляционной инстанций о том, что обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица ни Налоговым кодексом Российской Федерации, ни Законом о регистрации юридических лиц не установлено.
Кассационная инстанция считает обоснованным довод Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по Кузнецкому и Орджоникидзевскому районам города Новокузнецка Кемеровской области о том, что, исходя из положений статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", налоговые органы имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании недействительной государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица.
Кассационная инстанция, отменяя состоявшиеся по делу судебные акты, учитывает, что суд первой и апелляционной инстанций, придя к выводу относительно представления обществом достоверных сведений о месте своего нахождения при проведении государственной регистрации, в нарушение положений статей 71, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не исследовал все фактические доказательства по делу. Им не дана оценка документам, в частности, протоколу осмотра от 16.07.2007, акту неявки от 19.07.2007, письму Администрации Ордженикидзевского района города Новокузнецка от 25.07.2007.
Поскольку судом первой и апелляционной инстанций не исследовались в полном объеме представленные сторонами доказательства в обоснование своих требований и возражений в совокупности, это могло привести к принятию неправильного решения, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене принятых по делу решения и постановления, направлению дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо исследовать полно и всесторонне материалы дела и доказательства, представленные сторонами в совокупности, по результатам принять решение.
Также решить вопрос о распределении между сторонами расходов по оплате государственной пошлины, в том числе, за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 18.10.2007 и постановление от 10.01.2008 апелляционной инстанции Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7576/2007-5 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же суда.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23 апреля 2008 г. N Ф04-2481/2008(3834-А27-26)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании