Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 8 мая 2008 г. N Ф04-2231/2008(3123-А03-27)
(извлечение)
Предприниматель Т. (далее по тексту предприниматель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Индустриальному району г. Барнаула Алтайского края (далее - инспекция) о признании незаконным и отмене постановления от 21.03.2007 по делу об административном правонарушении N 15-24 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 28.01.2008 Арбитражного суда Алтайского края в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на то, что выводы арбитражного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, судом нарушены нормы материального и процессуального права, просит отменить судебное решение и принять новый судебный акт - заявление удовлетворить.
По мнению заявителя, инспекцией допущены нарушения требований части 2 статьи 25.1 и части 3 статьи 25.4, статьи 26.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обращает внимание суда на то, что правом самостоятельного проведения закупочных мероприятий - покупки билетов при осуществлении контроля за использованием контрольно-кассовой техники, налоговые органы не наделены. Также указывает, что в материалах административного дела отсутствуют доказательства документального подтверждения факта получения водителем денежных средств за билет.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель инспекции полагая, что решение суда принято с соблюдением норм материального и процессуального права, просил кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Как видно из материалов дела, на основании поручения от 26.01.2007 N 7306/РП-15-21 инспекцией проведена проверка предпринимателя по вопросам выполнения Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон о ККТ).
В ходе проверки обнаружен факт неприменения контрольно-кассовой техники или бланков строгой отчетности при осуществлении наличных денежных расчетов за оказание услуг стоимостью 10 руб. по перевозке пассажира, акт от 26.01.2007 N 007306 Серии ГОИ-7, акт о проверке наличных денежных средств кассы от 26.01.2007 N 7306.
По материалам проверки в отношении предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении от 14.02.2007 N 15-24 и вынесено постановление от 21.03.2007 о привлечении к административной ответственности по статье 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в сумме 40 000 руб.
Считая названное постановление незаконным, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Оставляя обжалуемое решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения, арбитражный суд кассационной инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о ККТ организации и индивидуальные предприниматели при осуществлении наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг обязаны применять контрольно-кассовую технику.
Исходя из пункта 2 статьи 2 названного Закона организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи бланков строгой отчетности.
Согласно разъяснениям, данным Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 31.07.2003 N 16 "О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за неприменение контрольно-кассовых машин", неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, а в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины, установленную статьей 14.5 КоАП РФ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 утверждено Положение, которым установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения бланков (далее - Положение). В соответствии с пунктом 2 Положения к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся, в том числе билеты, проездные документы.
Таким образом, поскольку перевозка пассажиров является одним из видов услуг, оказываемых населению, при ее осуществлении необходимо применять контрольно-кассовую технику либо использовать бланки строгой отчетности - билеты.
В данном случае судом по материалам дела установлено, что водитель маршрутного такси Д. при оплате пассажиром услуги перевозки не применил контрольно-кассовую технику и не выдал бланк строгой отчетности (билет).
В связи с этим суд сделал правомерный вывод о совершении предпринимателем Т. правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Доводы предпринимателя о нарушении Инспекцией требований статей 25.1, 25.4, 26.1, 28.2, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, арбитражным судом кассационной инстанции признаются несостоятельными.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении заявления предпринимателя арбитражный суд выполнил требования указанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при этом каких-либо нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, являющихся основанием для признания и отмены постановления о привлечении к административной ответственности, не установил.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 28.01.2008 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-13754/2007-2 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 8 мая 2008 г. N Ф04-2231/2008(3123-А03-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании