Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 6 мая 2008 г. N Ф04-2862/2008(4743-А75-43)
(извлечение)
Постановление в полном объеме изготовлено 8 мая 2008 г.
Открытое акционерное общество "Сургутнефтегаз" (далее по тексту - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Сургутского управления охраны окружающей среды Департамента охраны окружающей среды и экологической безопасности Ханты - Мансийского автономного округа (далее по тексту - Управление) от 02.11.2007 N 896 (двойная нумерация - N 896-с) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что вина Общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ не доказана, поскольку административным органом не выявлено негативного воздействия на окружающую среду в результате эксплуатации скважины N 1516 на кустовой площадке N 45-б.
Кроме того, заявитель жалобы указывает, что при вынесении определения о возбуждении производства по административному делу допущено нарушение процессуальных требований, установленных нормами КоАП РФ, что влечет признание незаконным и отмену оспариваемого постановления административного органа.
Решением от 04.12.2007 (судья М.) Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа заявленные Обществом требования удовлетворены в полном объеме.
Принимая решение, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в ходе производства по административному делу Управлением допущены нарушения процессуальных требований, повлекшие отмену принятого по делу постановления о привлечении Общества к административной ответственности.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 18.02.2008 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым Обществу отказано в удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Управления о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ.
Принимая решение, суд апелляционной инстанции указал на то, что факт совершения Обществом вменяемого ему правонарушения доказан материалами административного дела, и вывод суда первой инстанции о допущенных процессуальных нарушениях при производстве по административному делу Управлением является ошибочным, поскольку основанием для вынесения протокола об административном правонарушении N 896 (N 896-с) явилось непосредственное обнаружение должностным лицом 05.10.2007 в ходе обследования кустовой площадки N 45-б подтекания сальника, а поводом для вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.10.2007 N 306/07-П послужил факт эксплуатации данной кустовой площадки без утвержденного проекта и на который отсутствует государственная экологическая экспертиза.
В кассационной жалобе Общество просит отменить постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008, указывая при этом на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить без изменения обжалуемый судебный акт.
По мнению Управления при расследовании административного дела по факту совершения одного правонарушения, были выявлены нарушения природоохранного законодательства, что явилось поводом для возбуждения самостоятельного дела и составления протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании представители Общества поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе об отмене постановления суда апелляционной инстанции и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей Общества, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, исходя из доводов кассационной жалобы и представленного отзыва на жалобу, считает, что принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что определением административного органа от 01.10.2007 N 306/07-П возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по факту нарушения Обществом требований статьи 34, части 1 статьи 37, части 1 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту - Закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ) ответственность за нарушение которых предусмотрена статьей 8.1 КоАП РФ (л.д. 14).
В рамках расследования возбужденного дела об административном правонарушении, заместителем руководителя Управления в адрес Общества направлено уведомление от 01.10.2007 за N 479, в котором указывалось о направлении 05.10.2007 к 9 час. к зданию администрации д. Русскинская законного представителя Общества с надлежаще оформленной доверенностью на обследование кустовых площадок, в том числе и площадки N 45-б Русскинского месторождения.
В ходе данного мероприятия было установлено, что на кустовой площадке N 45-б устье скважины N 1516 загрязнено нефтью в результате неплотности сальника скважины, общая площадь загрязнения составила ориентировочно 0,001 га, а масса разлитой нефти ориентировочно составила 0,05 т.
Кроме того, на кустовой площадке N 46-б Русскинского месторождения периметральная обваловка кустовой площадки имеет разрывы, а возле КТПН обваловка вообще отсутствует.
По фактам обнаруженных недостатков в эксплуатации кустовых площадок на указанном месторождении, государственным инспектором Управления 05.10.2007, с участием представителя Общества составлен протокол осмотра принадлежащих данному юридическому лицу территорий.
29.10.2007 государственным инспектором Управления составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ, в котором указаны объективные данные, содержащиеся и в определении о возбуждении дела об административном правонарушении проведении административного расследования от 01.10.2007 N 306/07-П.
На основании материалов административного дела государственным инспектором Управления вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 02.11.2007 N 896 (N 896-с), которым Общество привлечено к ответственности по статье 8.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с принятым Управлением постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд кассационной инстанции, отменяя постановление суда апелляционной инстанции и оставляя в силе решение суда первой инстанции, исходит из обстоятельств дела и следующих норм права.
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатации, эксплуатации сооружений или иных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до ста тысяч руб.
Согласно пункту 3 части 4 статьи 28.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования, предусмотренного статьей 28.7 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 28.7 КоАП РФ предусмотрено, что в определении о возбуждении дела об административном правонарушении указывается дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.
В силу требований части 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.
Согласно части 6 статьи 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
В материалах рассматриваемого административного дела отсутствуют данные о том, что определение о возбуждении дела об административном правонарушении от 01.10.2007 N 306/07-П каким-либо образом доведено до сведения лица, в отношении которого оно возбуждено. Тем самым заявитель изначально был лишен возможности защищать свои права в порядке, установленном КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, когда дело об административном правонарушении в отношении истца возбуждено без участия лица, привлекаемого к административной ответственности, и при отсутствии доказательств его надлежащего уведомления об указанных действиях, оспариваемое постановление не может быть признано законным и правомерно отменено судом первой инстанции.
Законность постановления о назначении административного наказания, как итогового процессуального документа по результатам рассмотрения административного дела, определяется, в том числе и правомерностью его возбуждения.
Исходя из положений статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Исходя из обстоятельств дела и имеющихся доказательств, суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что административное производство в отношении Общества по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ является самостоятельным и основанием для его возбуждения явилось составление протокола об административном правонарушении от 29.10.2007 и оспариваемого постановления от 05.10.2007, то есть рассмотрение дела вне рамок возбужденного в отношении Общества дела об административном правонарушении по определению от 01.10.2007 N 306/07-П.
В соответствии с пунктом 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривание решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Судом первой инстанции установлено, что административным органом не представлено доказательств правомерности принятого в отношении Общества постановления от 02.11.2007 N 896 (N 896-с) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
В производстве кассационной инстанции имеется еще одна кассационная жалоба Общества на постановление суда апелляционной инстанции от 26.02.2008 по делу N А75-7319/2007 (номер суда первой инстанции), которым в удовлетворении требований Общества об оспаривании постановления Управления от 02.11.2007 N 897 (N 897-с) о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ отказано.
Из протокола осмотра принадлежащей Обществу территории от 05.10.2007 (л.д. 25-32) следует, что государственным инспектором проведен осмотр кустовых площадок 45-б, 46-б на Русскинском месторождении, в ходе которого установлены следующие нарушения экологических требований: на кустовой площадки N 46-б периметральная обваловка кустовой площадки имеет разрывы, а возле КТПН обваловка вообще отсутствует, на кустовой площадке N 45-б устье скважины N 1516 загрязнено нефтью в результате неплотности сальника скважины и общая площадь загрязнения составила ориентировочно 0,001 га, а масса разлитой нефти ориентировочно составила 0,05 т.
Вышеуказанные нарушения по несоблюдению Обществом экологических требований при эксплуатации объектов содержат признаки одного и того же административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1 КоАП РФ.
По результатам проведенной проверки должностным лицом Управления составлен протокол осмотра территории Русскинского месторождения от 05.10.2007 , на основании которого принято два протокола об административном правонарушении от одной и той же даты - 29.10.2007, и два постановления о привлечении Общества к административной ответственности от 02.11.2007, в которых указано о совершении Обществом двух административных правонарушения, предусмотренных статьей 8.1 КоАП РФ.
- постановлением от 02.11.2007 N 896 (N 896-с) за эксплуатацию скважины N 1516 на кустовой площадке N 45-б с подтеканием нефти через сальник штока с назначением штраф в размере 20000 руб. (л.д. 10-12) (арбитражное дело N А75-7318/2007 по первой инстанции);
- постановлением от 02.11.2007 N 897 (N 897-с) за отсутствие периметральной обваловки длиной ориетировочно 5 м. в районе КТПН на кустовой площадке N 46-б Русскинского месторождения с назначением штрафа в размере 20 000 руб. (л.д. 9-11 том 1 арбитражного дела N А75-7319/2007 по первой инстанции);
В соответствии с частью пятой статьи 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
По смыслу части первой статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что при принятии оспариваемого Обществом постановления административного органа от 02.11.2007 N 896 (N 896-с) нарушены общие правила привлечения к административной ответственности и принципы недопустимости привлечения к ответственности дважды за одно и тоже правонарушение, закрепленные в статье 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных Обществом требований о признании незаконным и отмене постановления должностного лица Управления о привлечении к административной ответственности по статье 8.1 КоАП РФ является правомерным, поэтому принятое по делу постановление суда апелляционной инстанции подлежит отмене, с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, части 1 статьи 288, статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2008 по делу N А75-7318/2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа отменить. Оставить в силе решение от 04.12.2007 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа по данному арбитражному делу.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 мая 2008 г. N Ф04-2862/2008(4743-А75-43)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании