Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 15 мая 2008 г. N Ф04-2515/2008(3907-А75-6)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "УралСибДевелопмент", г. Сургут, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Сургута (далее - Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в непредоставлении земельного участка под строительство склада площадью 0,5 га и об обязании предварительного согласования места размещения для строительства склада по адресу: г. Сургут, ул. Промышленная.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Сургута (далее - Администрация).
Решением арбитражного суда от 15.01.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Администрация и Департамент просят отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Общества, указывая, что Департамент не является надлежащим ответчиком (заинтересованным лицом) по делу, а предоставление земельного участка под строительство склада возможно только на основании торгов.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения решение арбитражного суда.
В судебном заседании представитель заинтересованного и третьего лиц поддержал доводы кассационной жалобы, представитель Общества просил оставить без изменения решение арбитражного суда.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, изложенных в судебном заседании, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства склада площадью 0,5 га, расположенного по адресу: г. Сургут, ул. Промышленная.
Департамент письмом от 03.09.2007 N 14-6028/7(07) отказал Обществу в выборе земельного участка, ссылаясь на то, что земельные участки для строительства по общему правилу предоставляются на основании проведения торгов.
Общество, не согласившись с данным отказом, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленные Обществом требования, принял по существу правильное решение.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. Данная процедура включает в себя работы по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, проведение торгов и подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (при наличии одной заявки).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 настоящего Кодекса), осуществляется выбор подходящего земельного участка для размещения объекта, принимается решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, присваивается кадастровый номер и принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном в статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи (т.е. на торгах).
Согласно пункту 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Таким образом, земельным законодательством предусмотрены два случая, когда земельный участок для строительства в аренду предоставляется без предварительного согласования, т.е. на торгах: это в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за юридическим либо физическим лицом, и в случае, когда земельный участок предоставляется под размещение объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке, которая включает в себя соответствующую документацию о градостроительном планировании развития территорий (в том числе генеральные планы городских и сельских поселений), а также аналогичную документацию о застройке (в том числе проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений), и правилами землепользования и застройки.
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, ему должен предшествовать выбор участка для строительства.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
В силу статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11 и 29 Земельного кодекса Российской Федерации решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и их предоставление гражданам и юридическим лицам относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Порядок рассмотрения документов при предоставлении земельных участков для строительства на территории города Сургута, а также полномочия Департамента при рассмотрении заявления о выборе земельного участка регулируется Порядком подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города, утвержденным постановлением администрации города Сургута от 27.06.2005 N 84 (далее - Порядок подготовки и оформления документов).
Данным Порядком подготовки и оформления документов предусмотрены только два основания для отказа в выдаче акта о выборе земельного участка, предоставляемого в аренду для строительства: наличие двух и более заявлений на один земельный участок, поступивших в течение семи календарных дней со дня принятия первого заявления, и отрицательное заключение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута.
В соответствии со статьей 4 Порядка подготовки и оформления документов Департамент обеспечивает выбор земельного участка, для чего запрашивает от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута информацию о наличии градостроительной документации о застройке части территории города на которой испрашивается земельный участок, ее основных положениях, о территориальной зоне и градостроительных регламентах, о пригодности земельного участка для использования в заявленных целях и т.д. и в течение пятнадцати дней с момента получения всех необходимых документов оформляет акт о выборе земельного участка, который выдается на руки заявителю для проведения процедур согласования.
В случае получения заключения уполномоченного в области архитектуры и градостроительства органа о невозможности размещения объекта, заявителю в семидневный срок направляется мотивированный отказ в выборе земельного участка.
Из письма Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута от 15.08.2007 N 4203/7 Департаменту следует, что испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в территориальной зоне П.2.-VIIА "Зона предприятий III-V классов вредности" и согласно статье 52 Градостроительных регламентов соответствует основным видам разрешенного использования - строительства склада.
Арбитражным судом установлено и материалами дела подтверждается, что в заявлении о предоставлении земельного участка в графе "испрашиваемое право" Обществом указано "право аренды".
Правилами землепользования и застройки на территории города Сургута, утвержденными Решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 N 475-III ГД, предусмотрено предоставление земельных участков для строительства как без предварительного согласования мест размещения объектов (на торгах), так и с предварительным согласованием. При этом представительным органом власти, наделенным исключительными полномочиями по установлению порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования, в спорный период не был установлен порядок предоставления земельных участков для строительства в аренду исключительно на торгах.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Однако доказательств наличия законных оснований для отказа в согласовании спорного земельного участка Департаментом не представлено.
С учетом положений статей 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд обоснованно не признал в качестве надлежащего доказательства заключение профессора кафедры экологического и земельного права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова - К.
На основании изложенного, учитывая, что в нарушение положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Департаментом не представлены доказательства законности оспариваемых действий, не представлены доказательства наличия обстоятельств, препятствовавших выдаче заявителю акта о выборе спорного земельного участка, а также, учитывая, что земельный участок испрашивается под использование в соответствии с видом разрешенного использования, определенного Градостроительными регламентами, на что имеется положительное заключение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута, требования Общества удовлетворены правомерно.
Ссылка Администрации и Департамента на несоответствие описательной части решения резолютивной в части даты оспариваемого письма не принимается во внимание. Согласно резолютивной части решения, оглашенной в судебном заседании 14.01.2008 признаны незаконными действия Департамента, изложенные в письме от 03.09.2007 N 14-6028/7(07). Арбитражный суд обязал Департамент выдать Обществу акт о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Сургут, улица Промышленная. Определением от 24.01.2008 арбитражный суд исправил допущенную опечатку в резолютивной части решения от 15.01.2008.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 15.01.2008 по делу N А75-7424/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15 мая 2008 г. N Ф04-2515/2008(3907-А75-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании