Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 14 мая 2008 г. N Ф04-2369/2008(3516-А45-40)
(извлечение)
Открытое акционерное общество "Каменный карьер" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Новосибирской области (далее - Инспекция) о признании действий должностных лиц налогового органа по отказу в списании пеней и штрафов по реструктурированной задолженности неправомерными и об обязании произвести списание сумм пеней и штрафов согласно решению от 16.10.2001.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 21.01.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит принятое по делу решение отменить, приняв новый судебный акт. Инспекция возражает против удовлетворения кассационной жалобы согласно отзыва.
Судом и материалами дела установлено следующее.
16.10.2001 Инспекцией принято решение N 1 о реструктуризации кредиторской задолженности Общества по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам.
Согласно утвержденному графику погашения задолженности Общество своевременно погасило задолженность по налогам.
С четвертого квартала 2007 года Общество должно было производить гашение пеней и штрафов.
04.05.2007 (до наступления полного погашения платежей по графику) Общество, руководствуясь постановлением Правительства России от 03.09.1999 N 1002 и приказом Министерства России по налогам и сборам от 21.06.2001 N БГ-3-10/191, обратилось в налоговый орган с заявлением N 595 о списании реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.
Письмом от 08.05.2007 N 09-11/4953 Инспекция отказала в списании задолженности по начисленным пеням и штрафам, поскольку Общество досрочного гашения платежей по графикам не производило.
Общество обжаловало данное письмо Инспекции в Управление Федеральной налоговой службы по Новосибирской области, где также получило отказ в списании спорной задолженности по пеням и штрафам.
26.09.2007 Общество вновь обратилось в Инспекцию с заявлением, но письмом от 17.10.2007 N 1386 заявителю было отказано в удовлетворении заявления по тем же основаниям.
Общество, не согласившись с указанными действиями Инспекции, обжаловало их в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 274, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) изучив материалы дела, проанализировав доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены или изменения решения.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 03.09.99 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" организация имеет право произвести досрочное погашение задолженности по налогам и сборам.
При погашении половины реструктурируемой задолженности в течение 2 лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 2 лет после принятия решения о реструктуризации Министерство финансов Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам или его территориального органа производит списание половины долга по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).
При погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемых плательщиком к взысканию).
Пунктами 16, 17 Правил по применению в 2001 году Порядка реструктуризации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 21.06.2001 N БГ-3-10/191 (далее - Правила по применению Порядка реструктуризации) также установлено, что организация имеет право произвести досрочное погашение реструктурируемой кредиторской задолженности по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам.
При выполнении условий реструктуризации, в том числе и при досрочном погашении реструктурируемой задолженности, у организации возникает право на списание соответствующих сумм реструктурированной задолженности по пеням и штрафам.
При полном погашении задолженности по налогам и сборам уплата задолженности по пеням и штрафам производится начиная с седьмого года предоставления права на реструктуризацию.
Кассационная инстанция поддерживает вывод суда, что из указанных нормативных положений следует, что налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с просьбой о списании с него задолженности по пеням и штрафам только при условии полного гашения им задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет в течение 4 лет после принятия решения о реструктуризации, то есть при условии досрочного погашения задолженности.
Судом установлено, материалами дела подтверждено и сторонами не оспаривается, что: - задолженность Общества по налогам и сборам рассрочена на шесть лет (согласно решению Инспекции от 16.10.2001 N 1 и утвержденному графику уплаты); уплата последних платежей по налогам произведена Обществом в третьем квартале 2007 года; право досрочного погашения задолженности по налогам и сборам Общество не использовало.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований у Инспекции для списания задолженности Общества по пеням и штрафам.
Кассационная инстанция отклоняет доводы Общества со ссылками на пункт 17 Правил по применению Порядка реструктуризации, поскольку данный нормативный акт принят и утвержден Министерством России по налогам и сборам в целях реализации постановления Правительства Российской Федерации N 1002 от 03.09.1999, в связи с чем все вопросы предоставления реструктуризации задолженности (в том числе, относительно списания долга) должны решаться в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Кроме того, в пункте 17 Правил по применению Порядка реструктуризации отмечено право на списание соответствующих сумм реструктурированной задолженности по пеням и штрафам. В рассматриваемом случае (то есть, при отсутствии досрочного погашения задолженности по налогам и сборам) размер соответствующих сумм реструктурированной задолженности по пеням и штрафам, на списание которых может претендовать налогоплательщик, равен нулю.
Поскольку доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права, суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта арбитражного суда и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение от 21.01.2008 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-14354/07-53/66 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 мая 2008 г. N Ф04-2369/2008(3516-А45-40)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании