Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 мая 2008 г. N Ф04-2519/2008(3916-А75-6)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Комфорт", г. Сургут, (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Сургута (далее - Департамент) о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 10.09.2007 N 14-6231/7(08), в предоставлении земельного участка под строительство склада и об обязании Департамента подготовить и выдать в течение семи рабочих дней акт о выборе земельного участка для строительства склада.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Сургута (далее - Администрация).
Решением арбитражного суда от 23.01.2008 заявленные Обществом требования удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись.
В кассационной жалобе Администрация и Департамент просят отменить судебный акт и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований Общества, ссылаясь на неправильное применение арбитражным судом закона.
В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить без изменения решение арбитражного суда.
В судебном заседании представители Общества и Департамента поддержали свои доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебного акта, принятого арбитражным судом первой инстанции, исходя из доводов кассационной жалобы и возражений относительно жалобы, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела, Общество 19.04.2007 обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка площадью 2 га в Восточном промрайоне по ул. Инженерная для строительства склада.
Департамент письмом от 10.09.2007 N 14-6231/7(07) отказал Обществу в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения для строительства склада, ссылаясь на то, что земельные участки для строительства по общему правилу предоставляются на основании проведения торгов.
Общество, не согласившись с данным отказом, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Арбитражный суд, удовлетворив заявленные Обществом требования, правомерно исходил из следующего.
Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным и Градостроительным кодексами Российской Федерации.
Согласно статье 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
В силу пункта 11 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, ему должен предшествовать выбор участка для строительства.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
В соответствии со статьей 4 Порядка подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города, утвержденным постановлением администрации города Сургута от 27.06.2005 N 84, (далее - Порядок подготовки и оформления документов) Департамент обеспечивает выбор земельного участка, для чего запрашивает от Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута информацию о наличии градостроительной документации о застройке части территории города, на которой испрашивается земельный участок, ее основных положениях, о территориальной зоне и градостроительных регламентах, о пригодности земельного участка для использования в заявленных целях и т.д. и в течение пятнадцати дней с момента получения всех необходимых документов оформляет акт о выборе земельного участка, который выдается на руки заявителю для проведения процедур согласования.
В случае получения заключения уполномоченного в области архитектуры и градостроительства органа о невозможности размещения объекта, заявителю в семидневный срок направляется мотивированный отказ в выборе земельного участка.
Таким образом, основанием для отказа в выборе земельного участка является отрицательное заключение Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута.
Как следует из материалов дела, Департамент письмом от 04.05.2007 N 14-2889/7(07) обратился в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сургута о предоставлении заключения для строительства складов по заявлению Общества.
Письмом от 28.06.2007 N 01-11-1801/7 Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Сургута согласовал предоставление земельного участка Обществу для строительства складов.
При таких обстоятельствах у Департамента не было установленных законодательством оснований для отказа в выборе земельного участка.
Как следует из оспариваемого ответа, Департамент ссылается на общее правило предоставления земельных участков для строительства, т.е. путем проведения торгов.
Арбитражный суд правомерно исходил из того, что Земельным кодексом Российской Федерации предусмотрено предоставление земельных участков в аренду для строительства как с предварительным согласованием места размещения объекта, так и без такового путем проведения торгов. При этом, в случае предоставления земельных участков в границах поселений предварительное согласование не проводится только в случае размещения объекта в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий) (пункт 11 статьи 30 Земельного Кодекса Российской Федерации).
По смыслу данной нормы только при наличии в совокупности двух условий (наличие утвержденной в установленном порядке градостроительной документации о застройке территорий поселения и утверждения правил землепользования) возможно предоставление земельных участков в аренду для строительства без предварительного согласования мест размещения объекта путем проведения торгов.
В соответствии со статьей 1 Правил землепользования и застройки города Сургута, утвержденных решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 N 475-III, (далее - Правила землепользования и застройки) градостроительная документация представляет собой документы территориального планирования, документацию по планировке территории (проект планировки, проект межевания, градостроительный план земельного участка).
Доказательства наличия такой документации Департамент не представил, следовательно, не доказал, что спорный земельный участок подлежит предоставлению без предварительного согласования мест размещения объекта и только на торгах.
Как следует из Порядка подготовки и оформления документов основанием для получения заявителем акта о выборе земельного участка для последующего согласования мест размещения объекта является соответствие испрашиваемого участка виду разрешенного использования, установленного градостроительными регламентами.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне П.2-34, которая является зоной предприятий III-V классов вредности и согласно статье 52 Градостроительного регламента, Правилам землепользования и застройки предназначена для осуществления производственной деятельности. К основным видам разрешенного использования земельных участков в данной зоне относится, в том числе использование земельного участка для размещения складов.
Таким образом, намечаемый для строительства объект соответствует разрешенному использованию спорного земельного участка.
В соответствии с положениями части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на органы, которые совершили эти действия (бездействие).
Департамент не представил бесспорные доказательства о правомерности отказа в выдаче Обществу акта о выборе земельного участка.
Арбитражный суд обоснованно удовлетворил заявленные Обществом требования.
Решение арбитражного суда проверено арбитражным судом кассационной инстанции с учетом приведенных в кассационной жалобе доводов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 23.01.2008 по делу N А75-7423/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2008 г. N Ф04-2519/2008(3916-А75-6)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании