Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 мая 2008 г. N Ф04-3095/2008(5244-А75-23)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "ЗапСибПетролиум" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации г. Сургута (далее - Департамент) и Администрации г. Сургута о признании незаконными отказа N 14-6568/7 (07) от 21.09.2007 в выдаче акта о выборе земельного участка, и обязании подготовить и выдать акт выбора земельного участка для строительства автозаправочной станции на 500 заправок в сутки по ул. Сосновой в г. Сургуте.
Решением суда первой инстанции от 20.02.2008 заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Департамент и Администрация г. Сургута просят отменить судебный акт первой инстанции и приять новое решение об отказе в удовлетворении требований Общества.
Податели жалобы считают, что Департамент не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Департамент и Администрация г. Сургута заявляют, что в рассматриваемых правоотношениях предоставление Обществу земельного участка в аренду или в собственность для строительства автозаправочной станции возможно только путем проведения открытых торгов.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Общества отклонил доводы кассационной жалобы.
Обществом представлен отзыв на кассационную жалобу с возражениями на ее доводы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы лиц, участвующих в деле, и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Общество письмом от 05.09.2007 обратилось в Департамент с заявлением о выборе земельного участка площадью 0,4 га по ул. Сосновой для строительства автозаправочной станции на 500 заправок в сутки (л.д. 7).
Полагая, что без проведения открытых торгов земельные участки для строительства могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования только государственным и муниципальным учреждениям или безвозмездного срочного пользования религиозным организациям, Департамент письмом от 21.09.2007 N 14-6568/7(07) отказал Обществу в выборе спорного земельного участка.
Не согласившись с указанным отказом Департамента, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), предусматривающей предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию либо с предварительным согласованием места размещения объекта, либо без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном в пункте 4 статьи 30 Земельного кодекса. Данная процедура включает в себя работы по формированию земельного участка, государственный кадастровый учет земельного участка, проведение торгов и подписание протокола о результатах торгов или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (при наличии одной заявки).
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве (статья 31 Земельного кодекса), осуществляется выбор подходящего земельного участка для размещения объекта, принимается решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, присваивается кадастровый номер и принимается решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном в статье 32 Земельного кодекса.
В соответствии с пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений) в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за гражданином или юридическим лицом, его предоставление для строительства осуществляется в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 настоящей статьи (т.е. на торгах).
Согласно пункту 11 статьи 30 Земельного кодекса предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).
Следовательно, земельным законодательством предусмотрены два случая, когда земельный участок для строительства в аренду предоставляется без предварительного согласования, т.е. на торгах: это в случае, если земельный участок сформирован, но не закреплен за юридическим либо физическим лицом, и в случае, когда земельный участок предоставляется под размещение объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке, которая включает в себя соответствующую документацию о градостроительном планировании развития территорий (в том числе генеральные планы городских и сельских поселений), а также аналогичную документацию о застройке (в том числе проекты планировки частей территорий городских и сельских поселений), и правилами землепользования и застройки. В случае предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта, ему должен предшествовать выбор участка для строительства.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица, либо по обращению, предусмотренному статьей 29 Земельного кодекса исполнительного органа государственной власти, обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.
В силу статьи 6 Закона Российской Федерации от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 11 и 29 Земельного кодекса решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, и их предоставление гражданам и юридическим лицам относятся к полномочиям органов местного самоуправления.
Порядок рассмотрения документов при предоставлении земельных участков для строительства на территории города Сургута, а также полномочия Департамента при рассмотрении заявления о выборе земельного участка регулируется Порядком подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города, утвержденным постановлением администрации г. Сургута N 84 от 27.06.2005 (далее - Порядок).
Данным Порядком предусмотрены только два основания для отказа в выдаче акта о выборе земельного участка, предоставляемого в аренду для строительства: наличие двух и более заявлений на один земельный участок, поступивших в течение семи календарных дней со дня принятия первого заявления, и отрицательное заключение Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Сургута.
В соответствии со статьей 4 Порядка Департамент обеспечивает выбор земельного участка, для чего запрашивает от Департамента архитектуры и градостроительства информацию о наличии градостроительной документации о застройке части территории города, на которой испрашивается земельный участок, ее основных положениях, о территориальной зоне и градостроительных регламентах, о пригодности земельного участка для использования в заявленных целях и т.д. и в течение пятнадцати дней с момента получения всех необходимых документов оформляет акт о выборе земельного участка, который выдается на руки заявителю для проведения процедур согласования.
В случае получения заключения уполномоченного в области архитектуры и градостроительства органа о невозможности размещения объекта, заявителю в семидневный срок направляется мотивированный отказ в выборе земельного участка.
Доказательства обращения в Департамент архитектуры и градостроительства с указанным запросом ответчиком не представлены.
Между тем, Общество письмом от 21.01.2008 за исх. N 1 самостоятельно обратилось в Департамент с запросом о возможности строительства на спорном земельном участке автозаправочной станции в соответствии с утвержденным в г. Сургуте градостроительным зонированием.
Письмом от 31.01.2008 за N 349/8 Департамент архитектуры и градостроительства подтвердил возможность размещения автозаправочной станции на испрашиваемом земельном участке, который расположен в территориальной зоне П. 2.
В соответствии со статьей 1 Правил землепользования и застройки города Сургута, утвержденных решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 N 475-lll, градостроительная документация представляет собой документы территориального планирования, документацию по планировке территории (проект планировки, проект межевания, градостроительный план земельного участка).
Доказательства наличия указанной документации на спорный земельный участок, а также доказательства сформированности земельного участка, Департаментом не представлены. Следовательно, доводы Департамента о том, что спорный земельный участок подлежит предоставлению без предварительного согласования мест размещения объекта и только на торгах несостоятельны.
Из письма Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Сургута от 31.01.2008 N 349/8 усматривается, что спорный земельный участок отсутствует в перечне для формирования на торги.
Согласно положений статьи 15 Федерального закона N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования (в том числе регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований), предусмотренных уставом муниципального образования, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.
Правилами землепользования и застройки на территории города Сургута, утвержденными решением Сургутской городской Думы от 28.06.2005 N 475-lll ГД, предусмотрено предоставление земельных участков для строительства как без предварительного согласования мест размещения объектов (на торгах), так и с предварительным согласованием.
При этом представительным органом власти, наделенным исключительными полномочиями по установлению порядка распоряжения земельными участками на территории муниципального образования, не установлен порядок предоставления земельных участков для строительства в аренду исключительно на торгах.
Как следует из Порядка подготовки и оформления документов основанием для получения заявителем акта о выборе земельного участка для последующего согласования мест размещения объекта является соответствие испрашиваемого участка виду разрешенного использования, установленного градостроительными регламентами.
Земельный участок расположен в территориальной зоне П.2.
Согласно статье 52 Градостроительного регламента Правил землепользования и застройки на территории города Сургута данная зона предназначена для размещения предприятий III-IV классов вредности.
К основным видам разрешенного использования земельных участков в данной зоне относится, в том числе, использование земельного участка для размещения автозаправочных станций (пункт 17 статьи 52 Правил).
Таким образом, арбитражный суд правомерно указал о том, что у Департамента отсутствовали основания для отказа Обществу в выборе земельного участка площадью 0,4 га по ул. Сосновой для строительства автозаправочной станции на 500 заправок в сутки без проведения торгов.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражному суду подведомственны споры о признании недействительными ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений, утвержденного распоряжением мэра города Сургута от 03.09.2002 N 2611, Департамент является структурным подразделением администрации города Сургута, до осуществления разграничения государственной собственности на землю осуществляет в полном объеме права и обязанности муниципального образования в области управления и распоряжения государственными землями. Департамент является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, выступает в суде и арбитражном суде от своего имени.
В соответствии с Порядком подготовки и оформления документов выбор земельного участка для строительства обеспечивает именно Департамент имущественных и земельных отношений.
Следовательно, вывод суда первой инстанции о том, что Департамент является надлежащим ответчиком по настоящему делу, правомерен.
С учетом изложенного, арбитражный суд правомерно признал незаконным отказ Департамента от 21.09.2007 N 14-6568/7(07) в выдаче акта выбора земельного участка Обществу.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 20.02.3008 по делу N А75-222/2008 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2008 г. N Ф04-3095/2008(5244-А75-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании