Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 мая 2008 г. N Ф04-2518/2008(3913-А75-23)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "УралСибДевелопмент" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Администрации г. Сургута (далее - Департамент) о признании незаконными действий, выразившихся в отказе в предоставлении земельного участка площадью 0,5 га и в предварительном согласовании места размещения для строительства склада по адресу: г. Сургут, ул. Рационализаторов.
Решением суда первой инстанции от 15.01.2008 заявление Общества удовлетворено.
В кассационной жалобе Департамент и Администрация города Сургута просят отменить судебный акт первой инстанции и приять новое решение об отказе в удовлетворении требований Общества.
Податели кассационной жалобы заявляют, что Департамент не является надлежащим ответчиком по данному делу.
Заявители жалобы считают, что в рассматриваемых правоотношениях предоставление Обществу земельного участка в аренду или в собственность для строительства склада возможно только путем проведения открытых торгов.
Вместе с тем, обращают внимание, что в заявлении о выборе земельного участка Общество не указало место размещения объекта под строительство.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Общества отклонил доводы кассационной жалобы.
Обществом представлен отзыв с возражениями на доводы кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировал доводы лиц, участвующих в деле, и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Общество обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства склада площадью 0,5 га, расположенного по адресу: г. Сургут, ул. Рационализаторов.
Ссылаясь на то, что без проведения открытых торгов земельные участки для строительства могут быть предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования только государственным и муниципальным учреждениям или безвозмездного срочного пользования религиозным организациям, Департамент письмом N 14-6230 (07) от 10.09.2007 отказал Обществу в выборе спорного земельного участка.
Не согласившись с действиями Департамента, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт о признании незаконным отказа Департамента, суд первой инстанции исходил из того, что согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 данного Кодекса.
В соответствии с пунктами 3 и 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков в аренду для строительства осуществляется с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:
1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 данного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 данного Кодекса;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 данного Кодекса.
Пунктом 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 данного Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции установил, что в заявлении о предоставлении земельного участка в графе "испрашиваемое право" заявителем указано "право аренды".
В соответствии с постановлением Администрации г. Сургута N 84 от 27.06.2005 предоставление земельных участков для строительства производится с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта.
Согласно статьи 4 Порядка подготовки и оформления документов при предоставлении земельных участков, прекращении и переоформлении прав на них на территории города Сургута, утвержденного постановлением Администрации г. Сургута N 84 от 27.06.2005, предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта производится в случаях отсутствия градостроительной документации и градостроительных регламентов на данную территорию:
- в аренду;
- лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, в постоянное (бессрочное) пользование;
- религиозным организациям для строительства зданий, строений, сооружений религиозного и благотворительного назначения в безвозмездное срочное пользование на срок строительства этих зданий, строений, сооружений.
Гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в Департамент с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Таким образом, арбитражный суд обоснованно признал отказ Департамента имущественных и земельных отношений администрации г. Сургута N 14-6230 (07) от 10.09.2007 незаконным, как противоречащим положениям статей 30, 31 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушающим права Общества на предоставление ему земельного участка для строительства склада по адресу: г. Сургут, ул. Рационализаторов.
Судом первой инстанции правомерно не принято в качестве надлежащего доказательства экспертное заключение (л.д. 24-27), полученное Департаментом с нарушением порядка назначения и проведения экспертизы, предусмотренного статьями 82, 83, 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы Департамента о том, что он не является надлежащим ответчиком по данному делу, отклоняются судом кассационной инстанции. Согласно Положению о Департаменте, утвержденному распоряжением мэра г. Сургута от 03.09.2002 N 2611, Департамент является структурным подразделением Администрации г. Сургута, до осуществления разграничения государственной собственности на землю осуществляет в полном объеме права и обязанности муниципального образования в области управления и распоряжения государственными землями. Департамент является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, выступает в суде от своего имени.
Принимая во внимание, что выводы арбитражного суда не противоречат нормам материального и процессуального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа от 15.01.2008 по делу N А75-7425/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2008 г. N Ф04-2518/2008(3913-А75-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании