Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 20 мая 2008 г. N Ф04-3196/2008(5451-А03-27)
(извлечение)
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 октября 2008 г. N 8361/08 настоящее постановление отменено
Общество с ограниченной ответственностью "Алтэкс Бизнес Групп" (далее по тексту ООО "Алтэкс Бизнес Групп", Общество), зарегистрированное по адресу г. Москва, Волгоградский проспект, д. 82/37, строение 2, обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 1 по Алтайскому краю г. Бийск (далее - Инспекция) о признании недействительным решения от 17.09.2007 N 13-19-1417 о привлечении к налоговой ответственности по статье 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Требования мотивированы несогласием с привлечением к налоговой ответственности за неисполнение обязанности по регистрации уменьшения количества объектов, облагаемых налогом на игорный бизнес, поскольку в действиях Общества отсутствует состав налогового правонарушения, предусмотренного пунктов 1 статьи 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 07.12.2007 заявление Общества удовлетворено. Обжалуемое решение N 13-19-1417 от 17.09.2007 признано недействительным.
Постановлением от 27.02.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба без удовлетворения.
Принимая судебные акты суды применили статьи 365, 366, 368 Налогового кодекса Российской Федерации и пришли к выводу, что Закон Алтайского края от 14.06.2007 N 56-ЗС "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр" не порождает возникновения налоговых обязательств в сфере игорного бизнеса. Изложенная в статье 366 НК РФ обязанность подать заявление за 2 дня до выбытия объекта игорного бизнеса связана с выбытием объекта по инициативе налогоплательщика, а не в связи с изданием нормативного акта.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное толкование арбитражными судами пункта 1 статьи 129.2, пункт 3 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 5 Закона N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", статьей 1 и 3 Закона Алтайского края N 56-ЗС от 14.06.2007 "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр", просит отменить решение и постановление судебных инстанций и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления Общества отказать.
По мнению Инспекции с момента запрещения осуществления на территории Алтайского края предпринимательской деятельности по игорному бизнесу, в том числе в понятии, закреплённом в статье 364 НК РФ, и, как следствие, утраты с этого момента заявителем статуса налогоплательщика налога на игорный бизнес, у него не может быть и объектов налогообложения по данному виду налога. Следовательно, данные объекты налогообложения выбывают, поскольку иного основания, именно как снятие с учёта в налоговом органе данных объектов налогообложения главой 29 НК РФ не предусмотрено.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержала доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, считает ее подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела, Общество, имея федеральную лицензию от 06.12.2002 N 000195 сроком действия с 14.03.2003 до 06.12.2007 на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, осуществляло указанную деятельность через свой филиал, зарегистрированный в г. Бийске Алтайского края.
С 01.07.2007 на территории Алтайского края вступил в законную силу Закон от 14.06.2007 N 56-ЗС "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр".
Согласно статье 1 этого Закона на территории Алтайского края запрещается деятельность по проведению и организации азартных игр, за исключением деятельности по организации и проведению азартных игр в казино с использованием игровых столов, в букмекерских конторах и тотализаторах.
Общество не менее чем за два дня до вступления Закона Алтайского края N 56-ЗС в действие не обратилось в Инспекцию с заявлением о снятии с учета 46 игровых автоматов, запрещенных к использованию при проведении азартных игр на территории Алтайского края, и продолжало использовать эти игровые автоматы. Акт от 24.07.2007 N 705.
Данное обстоятельство явилось основанием для принятия решения N 13-19-1417 от 17.09.2007 о привлечении Общества к налоговой ответственности по части 1 статьи 129.2 Налогового кодекса Российской Федерации за нарушения порядка регистрации изменений количества игровых автоматов, в виде штрафа в сумме 1 035 000 руб.
Общество, посчитав указанное решение незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд кассационной инстанции полагает, что принятые по делу судебные акты подлежат отмене по основанию неправильного истолкования судами Закона Алтайского края от 14.06.2007 N 56-ЗС "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр" и статьи 366 НК РФ в их совокупности.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации игровой автомат отнесен к объектам обложения налогом на игорный бизнес.
В соответствии с пунктом 2 статьи 366 Налогового кодекса РФ каждый объект налогообложения подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки этого объекта налогообложения, не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки каждого объекта налогообложения. Регистрация производится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объектов налогообложения с обязательной выдачей свидетельства о регистрации объектов налогообложения.
В силу пункта 3 статьи 366 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика любое изменение количества объектов налогообложения не позднее, чем за два рабочих дня до даты установки или выбытия каждого объекта налогообложения.
Факт регистрации 46 игровых автоматов в установленном порядке перед их использованием сторонами подтвержден материалами дела и не оспаривается.
Статьям 1, 2 и 3 Закона Алтайского края от 14.06.2007 N 56-ЗС "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр" на территории Алтайского края запрещается деятельность по организации и проведению азартных игр, за исключением деятельности по организации и проведению азартных игр в казино с использованием игровых столов, в букмекерских конторах и тотализаторах. Настоящий Закон не распространяется на деятельность по организации и проведению азартных игр, осуществляемую на территории игорной зоны и вступает в силу с 1 июля 2007 года.
Кассационная инстанция арбитражного суда считает правильным вывод судов о том, что деятельность Общества с использованием игровых автоматов подлежит прекращению на основании нормативно-правового акта краевого органа власти.
Вместе с тем, согласно статье 1 данного Закона игровые автоматы не могут использоваться в игорном бизнесе на территории Алтайского края, т.е. они выбывают из игорного бизнеса как объекты налогообложения.
Порядок постановки на учет, изменения количества объектов налогообложения игорным бизнесом установлен статьей 366 НК РФ, который носит заявительный характер.
Исполнение обязанности по обращению в налоговый орган с заявлением об изменении количества объектов налогообложения установленной статьей 366 НК РФ обусловлено принятием Закона Алтайского края от 14.06.2007 N 56-ЗС "Об ограничении деятельности по организации и проведению на территории Алтайского края азартных игр" и не связано волеизъявлением налогоплательщика об изменении количества объектов налогообложения в виде их дополнительной установки или выбытием.
По изложенным мотивам арбитражный суд кассационной инстанции находит законным и обоснованным довод Инспекции о том, что Общество не менее чем за два дня до вступления вышеназванного Закона в законную силу обязано было обратиться с заявлением о снятии с учета игровых автоматов, а не использовать их в дальнейшем в игорном бизнесе в нарушении указанного Закона.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, пунктом 3 части 2 статьи 288, 104, 110, частью 2 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, постановил:
решение от 07.12.2007 Арбитражного суда Алтайского края и постановления от 27.02.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-10798/2007-14(07АП-810/08) отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении заявления ООО "Алтэкс Бизнес Групп" о признании недействительным решения от 17.09.2007 N 13-19-1417 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю отказать.
Взыскать с ООО "Алтэкс Бизнес Групп" ИНН 7736216611/КПП 772101001, юридический адрес: почтовый индекс 109443, г. Москва, Волгоградский проспект, д. 82/37, строение 2 в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю, г. Бийск, пер. Мартьянова, 59/1, ИНН 2204019780, КПП 2204011001 судебные расходы - государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы уплаченной платежным поручением N 2 от 14.01.2008 в размере 1000 (Одна тысяча) руб. и за рассмотрение кассационной жалобы уплаченной платежным поручением от 07.05.2008 N 529 в размере 1000 (Одна тысяча) руб.
Возвратить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Алтайскому краю, г. Бийск из федерального бюджета государственную пошлину как ошибочно уплаченную платежным поручением от 25.03.2008 N 288 в размере 1000 (Одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 мая 2008 г. N Ф04-3196/2008(5451-А03-27)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 октября 2008 г. N 8361/08 настоящее постановление отменено