Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа
от 27 мая 2008 г. N Ф04-3158/2008(5383-А75-23)
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Строительное управление-881" (далее - ООО "Строительное управление-881") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа с заявлением к администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа (далее - администрация Советского района) о признании незаконным решения конкурсной комиссии администрации Советского района, оформленного в виде протокола N 21 от 16.01.2007.
Решением суда первой инстанции от 06.06.2007, оспариваемый ООО "Строительное управление-881" ненормативный акт конкурсной комиссии администрации Советского района признан незаконным.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 17.08.2007 решение суда первой инстанции от 06.06.2007 отменено на основании пункта 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.10.2007 постановление суда апелляционной инстанции от 17.08.2007 отменено, дело передано на новое рассмотрение в Восьмой арбитражный апелляционный суд для установления полномочий конкурсной комиссии на участие в судебном разбирательстве.
При новом рассмотрении дела постановлением суда апелляционной инстанции от 28.01.2008 решение суда первой инстанции от 06.06.2007 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Советского района просит отменить постановление суда апелляционной инстанции от 28.01.2008 и оставить в силе постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2007.
Администрация Советского района считает, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку конкурсная комиссия администрации Советского района является самостоятельным субъектом.
Администрация Советского района заявляет, что действия конкурсной комиссии администрации Советского района могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном статьей 57 Закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Строительное управление-881" просит оставить постановление суда апелляционной инстанции от 28.01.2008 без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отзыв на кассационную жалобу от Управления по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района Ханты-Мансийского автономного округа не поступил.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции изучил материалы дела, проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 29.11.2006 администрацией Советского района в газете "Путь Октября" объявлен одноэтапный конкурс на право заключения муниципального контракта на строительство объекта "Инженерные сети микрорайона ПМК в г.Советском".
Заказчиком конкурса объявлено Управление по делам архитектуры и капитального строительства администрации Советского района. Источник финансирования - районный бюджет, график выполнения работ - январь 2007, декабрь 2008 года. Начальная цена контракта была определена в размере 171 968 200 руб., впоследствии изменена на 118 673 210 руб.
По результатам вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе конкурсной комиссией администрации Советского района зафиксированы предложения пяти участников: ЗАО "Строймонтаж", ОАО "Промстрой", ООО "Строительное управление - 881", ООО "Партнер", ООО "Советское СУ", о чем составлен протокол N 261 от 29.12.2006.
Протоколом конкурсной комиссии администрации Советского района по рассмотрению и оценке заявок на участие в конкурсе N 21 от 16.01.2007 зафиксировано решение, в соответствии с которым конкурс на выполнение подрядных работ по строительству объекта "Инженерные сети микрорайона ПМК в г.Советский" признано считать не состоявшимся.
Основанием для принятия такого решения послужило предостережение Югорской межрайонной прокуратуры от 10.01.2007 об отсутствии в бюджете Советского района на 2007 год денежных средств, необходимых для полного финансирования работ по строительству объекта "Инженерные сети микрорайона ПМК в г.Советский".
Не согласившись с указанным решением конкурсной комиссии администрации Советского района, ООО "Строительное управление - 881" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая судебный акт об удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение конкурсной комиссии администрации Советского района, оформленное протоколом по рассмотрению и оценке заявок на участие в конкурсе N 21 от 16.01.2007 противоречит положениям статей 25, 27, 31 Закона Российской Федерации от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005).
Суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции. Исследуя полномочия конкурсной комиссии на участие в судебном разбирательстве, суд руководствовался решением Думы Советского района N 335 от 30.11.2005 утвердившим "Положение о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд".
В соответствии с данным Положением постановлением главы Советского района от 01.03.2006 N 335 был разработан Порядок размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд (Приложение N1 к Постановлению).
Указанным Порядком был назначен уполномоченный орган на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных заказчиков - администрация Советского района. Муниципальными заказчиками могут выступать как сама администрация Советского района, так и получатели бюджетных средств.
Названным постановлением главы Советского района была также создана единая комиссия, действующая на постоянной основе, которая осуществляет функции по размещению заказов путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок для заказчиков.
Приложением N2 к Постановлению N335 от 01.03.2006 было утверждено Положение о Комиссии по размещению заказов по поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.
Функции комиссии установлены пунктом 3 Положения и включают в себя вскрытие конвертов, открытие доступа к поданным в электронной форме заявкам, рассмотрение и оценка заявок, определение победителя конкурса, ведение протокола рассмотрения заявок, отбор участников конкурса, рассмотрение и оценка котировочных заявок, определение победителя в проведении запроса котировок, ведение протокола рассмотрения и оценки котировочных заявок.
Таким образом, установив, что уполномоченным органом на осуществление функций по размещению заказов для муниципальных заказчиков является администрация Советского района, суд апелляционной инстанции правомерно признал ее надлежащим ответчиком по данному делу.
Согласно статье 25 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией. В случае если по окончании срока подачи заявок на участие в конкурсе подана только одна заявка на участие в конкурсе или не подана ни одна заявка на участие в конкурсе, конкурс признается несостоявшимся.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 конкурсная комиссия рассматривает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, и соответствие участников установленным требованиям. На основании результатов рассмотрения заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе участника размещения заказа и о признании участника размещения заказа, подавшего заявку на участие в конкурсе, участником конкурса или об отказе в допуске такого участника размещения заказа к участию в конкурсе.
Последствия признания конкурса несостоявшимся предусмотрены статьей 31 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005.
Пунктом 5 статьи 21 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 заказчик, уполномоченный орган, официально опубликовавшие и разместившие на официальном сайте извещения о проведении открытого конкурса, вправе отказаться от его проведения не позднее, чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе.
Нормы, аналогичные федеральному законодательству, были предусмотрены и Порядком размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд Советского района. Согласно пункту 5.4. заказчик, уполномоченный орган вправе отказаться от проведения конкурса в порядке и сроки, предусмотренные статьей 21 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005. Далее пунктом 5.19 предусмотрено, что на основании результатов рассмотрения заявок Комиссией принимается решение о допуске к участию в конкурсе, после чего подводятся итоги между заявками, принятыми к участию (5.20-5.26).
Из буквального смысла толкования статей 1, 4, 21 Федерального закона N 94-ФЗ от 21.07.2005 следует, что размещение заказа осуществляется только при наличии финансирования.
Условиям объявления конкурса строительство планировалось в течении двух лет в период с января 2007 года по декабрь 2008 года.
Как следует из решения Думы Муниципального образования "Советский район" "О бюджете Советского района на 2007 год" N 106 от 19.01.2007, N 107 от 02.02.2007 на финансирование подпрограммы "Проектирование и строительство инженерных сетей" на 2007 год было предусмотрено 54 300 тыс. руб., что составляет более 45% от общей суммы двухлетнего контракта.
При таких обстоятельствах, арбитражный суд правомерно признал незаконным решения конкурсной комиссии администрации Советского района, оформленное в виде протокола N 21 от 16.01.2007.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
постановление от 28.01.2008 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1257/2007 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 мая 2008 г. N Ф04-3158/2008(5383-А75-23)
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Западно-Сибирского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании