Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Захарова Е.И, судей Бутырина А.В, Войтко С.Н, при секретаре Злобиной К.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N по административному исковому заявлению Л.П. об оспаривании Решения Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года N 7-107 "О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета", Решения Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 года N В-122 ""О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов", с апелляционной жалобой представителя административного истца Л.П. - П.А. на решение Красноярского краевого суда от 22 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения представителя административного истца Л.П. - П.А, возражения представителей административных ответчиков Главы города Красноярска Н.Ю,, Красноярского городского Совета депутатов Н.А, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Красноярского городского Совета депутатов от 13 марта 2015 года N 7-107 "О Генеральном плане городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета" (далее - Решение от 13 марта 2015 года N 7-107) утвержден Генеральный план городского округа город Красноярск, являющийся приложением к данному Решению (далее - Генеральный план).
Приложением N 1 к Решению от 13 марта 2015 года N 7-107 является Положение о территориальном планировании, приложением N 3 - Карта функциональных зон городского округа город Красноярск, на которой установлены функциональные зоны городского округа город Красноярск.
Решение от 13 марта 2015 года N 7-107 было подписано Главой города Красноярска и опубликовано 25 марта 2015 года в периодическом печатном издании "Городские новости" N 40.
Решением Красноярского городского Совета депутатов от 07 июля 2015 N В-122 "О Правилах землепользования и застройки городского округа город Красноярск и о признании утратившими силу отдельных Решений Красноярского городского Совета депутатов" (далее - Решение от 07 июля 2015 года N В-122) утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Красноярск, являющиеся приложением к данному Решению (далее - Правила землепользования и застройки).
Приложением N 1 к Правилам землепользования и застройки является Карта градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск, на которой установлены территориальные зоны городского округа город Красноярск.
Решение от 07 июля 2015 года N В-122 было подписано Главой города Красноярска и в первоначальной редакции опубликовано 15 июля 2015 года в периодическом печатном издании "Городские новости" N 102.
Корчагина Л.П. обратилась в Красноярский краевой суд с административным иском, в котором, с учетом уточнений, просила признать не действующими Решение от 13 марта 2015 года N 7-107 и Решение от 07 июля 2015 года N В-122 в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером N функциональной зоны "Производственная зона. Зона инженерной и транспортной инфраструктур" и территориальной зоны "Коммунально-складские зоны (П-3)".
Требования мотивированы тем, что административный истец является собственником жилого дома с кадастровым номером 24:50:0400169:1969, расположенного по адресу: "адрес" на земельном участке с кадастровым номером N, который отнесен к категории земель "земли населенных пунктов" и имеет вид разрешенного использования "для ведения приусадебного хозяйства". Иные объекты на земельном участке отсутствуют.
20 февраля 2024 года Л.П. обратилась в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, в чем ей было отказано письмом от 05 марта 2024 года со ссылкой на то, что земельный участок расположен в границах красных линий и относится к землям общего пользования.
Нахождение принадлежащего административному истцу жилого дома на земельном участке, отнесенного в соответствии с Генеральным планом к функциональной зоне "Производственная зона. Зона инженерной и транспортной инфраструктур" и в соответствии с Правилами землепользования и застройки к территориальной зоне "Коммунально-складские зоны (П-3)", лишает административного истца возможности законно использовать земельный участок, фактически длительное время используемый для ведения приусадебного хозяйства.
Решением Красноярского краевого суда от 22 мая 2024 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца Л.П. - П.А, ссылаясь на незаконность и необоснованность постановленного судебного акта, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым административные исковые требования административного истца удовлетворить в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что суд первой инстанции при рассмотрении дела проигнорировал нормы закона, не оценил доводы стороны административного истца о недопустимости использования жилого дома в отсутствие каких - либо прав на спорный земельный участок, что привело к нарушению основ земельного и градостроительного законодательства при вынесении решения.
Также судом первой инстанции не дана надлежащая оценка противоречиям между сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости и градостроительной документации, чем нарушен баланс частных и публичных интересов.
Отнесение земельного участка к функциональным и территориальным зонам, исключающих возможность размещения на нем индивидуального жилого дома лишает административного истца исключительного права на приобретение земельного участка без торгов, а также права на распоряжение принадлежащим ей домом, расположенным на спорном земельном участке, в том числе, путем его продажи третьим лицам, поскольку продажа жилого дома в отсутствие прав на земельный участок является незаконной в силу пункта 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, отсутствие прав у административного истца на спорный земельный участок ограничивает ее право на возмещение убытков, вызванных внесением изменений в градостроительную документацию в порядке статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 57, 57.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Относительно доводов жалобы прокурором, участвующим в деле, Главой города Красноярска, Красноярским городским Советом депутатов представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить данному кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пункту 1, 3 части 3 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки относятся к вопросам местного значения городского округа, по которым представительный орган местного самоуправления городского округа принимает муниципальные правовые акты.
Муниципальное образование город Красноярск является городским округом (статья 1 Закона Красноярского края от 25 февраля 2005 года N 13-3148 "О наделении муниципального образования "Город Красноярск" статусом городского округа").
Суд первой инстанции, принимая во внимание названные нормы, а также оценив по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные доказательства в подтверждение соблюдения процедуры и порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, пришел к выводу о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением требований к процедуре и порядку их принятия, введения в действие, обнародования и регистрации.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, признавая его постановленном при правильном применении и истолковании закона и соответствующим фактическим обстоятельствам дела. Приведенные судом мотивы и основания в указанной части подробно изложены в решении, доводов, опровергающих указанные выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации, законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе на принципах обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1, части 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориальное планирование, то есть планирование развития территорий, осуществляется в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, и направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из положений пункта 6 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской федерации градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации к документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа.
Исходя из положений пункта 8 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования.
В силу части 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план содержит, в том числе: положение о территориальном планировании; карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
На основании части 4 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя: сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов; параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
Пунктами 2 и 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом: функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 ГрК РФ), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района; сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, заочным решением Советского районного суда города Красноярска от 26 сентября 2022 года за Л.П. в порядке наследования после смерти А.С, умершей ДД.ММ.ГГГГ, признано право собственности на жилой дом с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес" на земельном участке с кадастровым номером 24:50:0400169:457, площадью 1896 кв. м, который поставлен на государственный кадастровый учет 21 ноября 2005 года, отнесен к категории земель "земли населенных пунктов", имеет вид разрешенного использования "для ведения приусадебного хозяйства".
20 февраля 2024 года Л.П. обратилась в департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, в чем ей было отказано письмом от 05 марта 2024 года со ссылкой на то, что земельный участок расположен в границах красных линий и относится к землям общего пользования.
Согласно сведениям из Государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в соответствии с приложением N 3 "Картой функциональных зон городского округа. Проектный план (основной чертеж)" к Решению от 13 марта 2015 года N 7-107 (в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 24 августа 2022 года N В-269) земельный участок с кадастровым номером N расположен в функциональной зоне "Производственная зона. Зона инженерной и транспортной инфраструктур. Существующая", которая в соответствии с разделом 5 Положения о территориальном планировании (приложение N 1 к Решению от 13 марта 2015 года N 7-107 (в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 24 августа 2022 года N В-269)) предусматривается, в числе прочего, для формирования комплексов производственных, коммунальных предприятий, складских баз, объектов инженерной и транспортной инфраструктуры; формирования единой системы общегородских территории общего пользования с размещением множества объектов - автодороги, инженерные сети, остановки общественного транспорта, бульвары, фонтаны и прочие объекты.
Из приложения N 5 "Карта планируемого размещения объектов транспортной инфраструктуры" к Решению от 13 марта 2015 года N 7-107 (в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N В-269) усматривается, что на территории, в границах которой расположен земельный участок с кадастровым номером N, планируется размещение магистральной улицы общегородского значения "проектируемый проезд N", срок реализации - 1 очередь 2030 год и размещение трамвайной линии.
Как следует из Карты градостроительного зонирования территории городского округа город Красноярск (приложение N 1 к Правилам землепользования и застройки (в редакции Решения Красноярского городского Совета депутатов от 28 февраля 2023 года N В-307) земельный участок с кадастровым номером N расположен в территориальной зоне "Коммунально-складские зоны (П-3)", которые согласно статье 30 Правил землепользования и застройки включают в себя участки территории города, предназначенные для размещения (строительства), эксплуатации и реконструкции коммунально-складских объектов IV - V классов опасности, для которых предусматривается установление санитарно-защитных зон до 100 м (включительно), а также объектов производственной, инженерной и транспортной инфраструктур, санитарно-защитных зон таких объектов (при их наличии).
Таким образом, установленная в отношении спорного земельного участка территориальная зона соответствует функциональной зоне. Функциональное зонирование определено органами местного самоуправления города Красноярска не произвольно, а в соответствии с перспективным планом развития территории, с учетом результатов публичных слушаний, развития транспортной инфраструктуры, размещения магистральной улицы общегородского значения и трамвайной линии.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы о том, что при принятии оспариваемых нормативных актов не были учтены сложившаяся планировка территории, существующее землепользование, планируемое развитие, права и законные интересы административного истца, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Действительно, одним из факторов, которые учитываются при подготовке правил землепользования и застройки является сложившаяся планировка территории и существующее землепользование (пункт 4 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Между тем, названную норму необходимо применять в совокупности и системном единстве с иными положениями градостроительного законодательства.
Регламентация градостроительной деятельности направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
В сфере градостроительных отношений приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. Политика городского планирования, обустройства территории предоставляет государству более широкую свободу усмотрения, чем это имеет место при регулировании исключительно гражданских прав, в частности, посредством контролирования правового режима собственности в целях публичной пользы и всеобщего интереса.
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются в том числе путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статья 49, глава VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Вопреки утверждению апеллянта, краевым судом верно определены обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего административного правового спора, им дана надлежащая правовая оценка с учетом требований действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, каких-либо нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не установлено, в связи, с чем принятое по делу судебное решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Красноярского краевого суда от 22 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Л.П. - П.А. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалоб, представления через Красноярский краевой суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 18 сентября 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.